Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

суббота, 16 декабря 2023 г.

ЭМОДЗИ ИЛИ ЭМОЦИИ?

 

Эмоциональная окрашенность - моя палочка-выручалочка. И еще - собаки, это тоже неотъемлемая часть меня. А вообще этот пост навеян одним из многих занятий по развитию связной речи.
Итак, пятница, конец недели, самое время подводить итоги работы по лексической теме. На этот раз тема вполне каноническая - "Здравствуй, зимушка-зима". И какой же дошкольный педагог не знает, что в течение всей недели мы перечисляем признаки зимы, учим детей подмечать особенности погоды, изменения долготы дня и ночи, одежду людей, состояние окружающей природы. В общем, к концу недели каждый ребенок логопедической группы, как стойкий оловянный солдатик, может оттараторить все признаки зимы как с опорой на мнемотаблицу, так и без нее. Эту работу проделал воспитатель. А логопед на занятиях по развитию лексико-грамматического строя уже и кучу зимних родственных слов с детьми подобрал (снег-снежок-снежинка-снегурочка-снеговик-подснежник-снегокат-снежколеп, прости, господи, но это слово мне уже ребята добавили). И мильён прилагательных извлек на свет, чтобы существительным не так скучно было. И физминутки-то у нас про зиму, и пальчиковые гимнастики - туда же...
Короче, пробил час икс - на занятии по связной речи дети должны были, как на ЕГЭ, не к ночи будь сказано, выдать все знания по лексической теме, облекши их в форму небольшого рассказа о зиме, оперируя хоть частью лексики, тщательно разжеванной на всех речевых занятиях.
Чтобы не утомлять ребят пейзажными картинами, беру живенькую такую иллюстрацию и прошу для начала придумать предложения по этой картине. Дети скучнеют, но работают: Девочка катается. На санках. Мальчик катается. На лыжах. и другой мальчик. На снегокате. Всё.
-Как всё? И больше ничего не можете сказать? Устали, что ли? Вставайте-ка, в снежки поиграем!
Все нехотя встали из-за столов, хотя физминутку мы провели минут пять назад. Даня приподнял бровь: как в снежки-то тут играть? И Вероника такая: хм, какие снежки?
- А вот такие! - говорю, резко наклоняюсь, хватая с пола воображаемый снег, быстро "леплю" снежок и кидаю в Дамира. Потом повторяю процедуру еще быстрее, чтобы никто не успел опомниться, и снежок летит в Вову, в каждого, кто есть в кабинете. Дети - красавы мои, тут же включились и давай меня закидывать воображаемыми снежками!
- Что,- спрашиваю, смогли без своих снежколепов руками снежки слепить?!
-Ага! - кричат довольные ребятишки.
- А теперь распахните глаза пошире, посмотрите еще раз на эту картинку, почувствуйте, как снежок скрипит, как санки свистят по горке полозьями, как весело и немножко страшно мальчику на снегокате - вон с какой высокой горки он собирается скатиться! И главное - в правом нижнем углу, кто это, почему про него ничего не сказали?
- Ну, собака, - пожимают плечами дети.
-Старая собака? - спрашиваю у ребят, которые опять начинают скучнеть.
- Вроде, не старая...
-  Посмотрите, она худая? Грустная? Голодная? Неподвижная? А знаете, как мои собаки себя ведут, когда выходят на улицу? Ооо, они прыгают вокруг меня, встают на задние лапы, заглядывают в глаза и обещают, что будут себя вести на улице очень примерно, прямо так и говорят: "Мама, обещаем, никакого лая и прыжков!" А потом мы выходим из подъезда - ииии...
- И, что, Любовь Львовна, что потом?!
- А потом они кричат: "Мааам, это же снеееег!!!! А давай поваляемся, попрыгаем, полаем, будем пугать кошек, гонять голубей, это же так весело!"
И вот передо мной уже сидят другие дети - оживленные, смешливые, включенные в процесс, они увидели этого пёсика в углу картинки живым, шкодным, с развевающимися по ветру ушами, высунутым языком. Дети, подогретые живыми эмоциями, смогли подобрать слова, пусть и с моей помощью, чтобы придать нашему выстраданному рассказу по сюжетной картинке весьма приличный вид.
P.S. Не люблю составление рассказов по сюжетной картине. Особенно по пейзажной. С самой школы не люблю. Но с годами поняла, что с любыми скучными заданиями можно справиться, если привнести в них живые эмоции. Главное, чтобы наших логопедических и воспитательских батареек хватило, а поделиться с детьми чувствами - это всегда пожалуйста. Это вам не какие-то эмодзи. 😃😂😅


Комментариев нет:

Отправить комментарий