Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

Глоссарий


Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием;  глоссарии стали предшественниками словаря.  это также список часто используемых выражений.
Здесь будем приводить выражения, часто  встречающиеся в логопедической практике.

АЛАЛИЯ [а- + греч. lalia речь] — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

АРТИКУЛЯЦИЯ [лат. articulare членораздельно выговаривать] — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

ГИМНАСТИКА артикуляционная — система упражнений для речевых органов,направленная на развитие подвижности артикуляционного аппарата, подготовку его к выработке правильного уклада звуков. Производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.


ДИАЛОГ [греч. dialogos] — одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения.

ДИЗАРТРИЯ [диз- + греч. arthroo членораздельно произносить] — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ДИКЦИЯ [лат. dictio произношение] — 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.

ДИСГРАФИЯ [due- + греч. grapho писать, изображать] — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций

ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание – нарушение плавности речи: запинки, паузы в результате судорог органов речевого аппарата. 

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ [фр. sonde щуп] — инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.

ИГРА — один из видов деятельности; является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста; заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности; в процессе И. создаются наиболее благоприятные условия Для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности и поведения.

ОНР или ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Различают 3 уровня ОНР. 

ОГЛУШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ — переход звонкого согласного в соответствующий глухой в определенных положениях (в конце слова или перед глухими согласными), свойственный русскому литературному произношению или вследствие общей тенденции к усилению артикуляции согласных и сокращению участия голоса.

РЕЧЕВАЯ КАРТА — основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическое учреждение; заполняется логопедом при обследовании.

СИГМАТИЗМ [лат. sigmatismus от названия греч. буквы «сигма», обозначающей звук [с]] — расстройство произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з ], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) фонем; при С. эти фонемы произносятся искаженно или совсем выпадают из речи; одно из наиболее распространенных нарушений звукопроизношения.

ТЕМП РЕЧИ — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее ар-тикуляторной напряженности и слуховой отчетливости; Т. р. может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем составляет 10—12 звуков в секунду.

УДАРЕНИЕ — выделение теми или иными фонетическими средствами — усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости — одного из слогов в составе слова или целого словосочетания.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

ЭХОЛАЛИЯ [эхо- + греч. lalia речь, болтовня] — непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт 


Комментариев нет:

Отправить комментарий