Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

четверг, 29 мая 2025 г.

ЛЕТО - ЭТО...

У каждого будет свой вариант продолжения той фразы - от строчек Олега Митяева (лето - это маленькая жизнь!) до радостных воплей школяров (ура, каникулы!) и уставших выдохов педагогов (отпуск!). И только логопед (вот неугомонный!), прядая ушами и улавливая в потоке летней детской болтовни дефектное звукопроизношени или аграмматичное построение фразы, ваяет рекомендации для летней профилактической работы педагогам и родителям. Итак, о чем нельзя забывать летом? Вот эти кирпичики, из которых складывается надежный фундамент речи. 1. Артикуляционная гимнастика. Необязательно ее полный вариант, достаточно базовых упражнений. подходящих для всех групп звуков. `«Лягушата» - «слонята» («улыбка-хоботок») – улыбнуться без напряжения, показать верхние и нижние зубы (зубы сомкнуты). Затем вытянуть губы «хоботком», зубов не разжимать. 8 – 10 раз `«Лопатка» - «иголочка» - чередовать широкий кончик языка с узким, напряженным, слегка вытянутым вперед. Повторить 6 – 8 раз. `«Качели» - рот широко открыт, зубы обнажены. Поднимать широкий кончик языка к верхним и опускать к нижним зубам. (8-10 раз) `«Кисточка» - улыбнуться, широко открыть рот, поднять широкий кончик языка к верхним зубам и погладить им нёбо от зубов внутрь рта и обратно. (8-10 раз) `«Лошадка» - рот открыт, челюсти неподвижны, цокать кончиком языка, при этом губы застывают в положении улыбка. Следить по секундной стрелке, выполнять в течение 1 минуты. 2. Речевое дыхание. Без него не будет правильного звукопроизношения. - Сдуваем пушистики- одуванчики - Выдуваем мыльные пузыри - Надуваем воздушные шарики -Устраиваем гонки бумажных корабликов в тазу с водой (дуть на кораблик, заставляя его плыть), можно и матч по водному поло в тазике устроить, бросив туда мячик от пинг-понга или даже просто пластиковую крышку от бутылки (а вот тут надо уследить, чтобы крышка не перевернулась и не ушла под воду) 3.Лексика (словарный запас) - грамматика Мои любимые игры: - Кто дальше прошагает (дети становятся на одну линию, начинают шагать вперед, называя на каждый шаг слово по любой лексической теме - обувь, мебель, дикие животные и т.п.).Победитель тот, кто сделает больше шагов\слов Другие варианты этой игры - с мячом или скакалкой: Я знаю пять.. (имен мальчиков, деревьев, цветов и т.п.) - на каждый удар мячом или ппрыжок со скакалкой - речь с движением. - Четвертый лишний (по картинкам, с игрушками, просто на слух) - Подбери 3-5 признаков к предмету (куст - низкий, зеленый, колючий, цветущий, пышный) - Превращалки: Нормальный - маленький - гигантский (дом - домик - домище) - Съедобное-несъедобное, живое-неживое, летает - не летает - можно играть с мячом, можно показывать ответы жестами. 4. Связная речь. - Не только читайте , но и обязательно беседуйте о прочитанном, давая возможность ребенку коротко пересказать содержание, выразить отношение к услышанному. - Повторяйте незамыслловатые детские стихи (А.Барто, К Чуковского, С Маршака). Внесите изюминку: декламируйте одно и то же стихотворение весело \ грустно, тихо \ громко, медленно \ быстро. Что еще? Двигайтесь! Ведь это так естественно для ребенка! Прыгать по классикам на асфальте \ земле. Метать мяч в цель (начертить круг не стене, земле). Выше \ ниже земли (когда надо достичь нужного положения, чтобы не быть пойманным водящим). Ездить на беговеле \велосипеде (самокаты не люблю, они не способствуют равномерной нагрузке на позвоночник и конечности) Рисуйте! На бумаге, на асфальте мелом или песком, палочкой на земле \мокром песке на берегу реки.Можно нарисовать на земле\ асфальте целый дом с мебелью и ходить друг к другу в гости! И обязательно просите ребенка РАССКАЗАТЬ о его рисунке. Пишите письма, если ребенок уже знаком с основами грамоты. Говорите с детьми! Следите за поставленными звуками!!! И набирайтесь вместе с ними сил для нового учебного года.

"ОЧЕНЬ ЖАЛКО РАССТАВАТЬСЯ..."

Эти слова из песни про детский сад были девизом прошедшей недели. А вот и выпускной утренник - кульминация, завершение пути длиной в два учебных года.Каждый выпуск как очередной итог. И все дети - мои собственные.И те, кто схватывал на лету (как же их мало!), и те, с кем шли шаг вперед - два шага назад- и опять вперед (таких большинство, но от этого они врезаются в память еще сильнее).И родители, коммуникация с которыми тоже выстраивалась по-разному. но мы пришли к общему знаменателю, ведь делали одно общее дело: мостили твердую дорогу в школу для наших общих детей. А точнее - в успешную жизнь. В такие моменты понимаешь, как важна моя профессия.И как везет с людьми, котор ых судьба приводит в нашу группу.Взаимопонимание, взаимооуважение... В общем, никуда без взаимности в логопедической жизни, как и в любой другой! В этом фотоальбоме, подаренном детьми, репродукции картин великих художников. Почувствовать себя Джокондой - такое удовольствие! На картине у меня и кудри круче, и бриллианты в серьгах ярче и очки более стильные, чем в жизни. Но как же я себе тут нравлюсь!