Артикуляционная гимнастика - наше всё!
С нее начинается каждый наш день в логопедической группе из года в год, из месяца в месяц. Выполнять ежедневно (!) перед зеркалом, под четкий счет взрослого.
1.
Артикуляция гласных «Песенка» – * немая (без голоса): А-О-У-И * с голосом (пропеть плавно): А-О-У-И * петь
слоговые дорожки: МА-МО-МУ-МИ; БА-БО-БУ-БИ, ПА-ПО-ПУ-ПИ2. «Лягушата» - «слонята» («улыбка-хоботок»)
– улыбнуться без напряжения, показать верхние и нижние зубы (зубы сомкнуты).
Затем вытянуть губы «хоботком», зубов не разжимать. 8 – 10 раз
3. «Лопатка» - «иголочка» - чередовать широкий кончик языка с узким, напряженным,
слегка вытянутым вперед. Повторить 6 – 8
раз.
4. «Конфетка» - кончик языка упирается в щеку,
губы сомкнуты. Двигать язык вверх-вниз по внутренней стороне щеки справа, затем
слева, затем произвести круговые движения языка за губами.
5. «Часики» - рот приоткрыт, губы в
улыбке, попеременно двигать языком из стороны в сторону, от одного до другого
уголка рта. Губы в улыбке, челюсти неподвижны. Повторить 8-10 раз.
6. «Горка» - улыбнуться, приоткрыть рот,
кончик языка упереть в нижние зубы, спинка языка приподнимается и выдвигается
вперед, как горка, затем опускается в исходное положение. (10 раз)
7. «Качели»
- рот широко открыт, зубы обнажены. Поднимать широкий кончик языка к верхним и
опускать к нижним зубам. (8-10 раз)
8. «Маляр» - улыбнуться, широко открыть
рот, поднять широкий кончик языка к верхним зубам и погладить им нёбо от
зубов внутрь рта и обратно. (8-10 раз)
9. «Лошадка» - рот открыт, губы – в улыбке, видны
все зубы, цокать кончиком языка, при этом губы и челюсти неподвижны, в
застывшей улыбке. Следить по секундной
стрелке, выполнять в течение 1 минуты.
10. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот,
прижать и присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Держать под счет взрослого
до 15.
11. «Гармошка» - сделать «грибок»,
удерживая язык в таком положении, смыкать и размыкать зубы; губы в улыбке. Под
счет взрослого до 15.
12. «Барабан» - рот широко открыт, губы в
улыбке. Широким языком ударять о бугорки возле верхних зубов, ритмично
произнося: дэ – дэ-дэ-дэ. При этом одновременно пальцами имитировать игру
барабанными палочками, отстукивая тот же ритм. Рот приоткрыт, челюсти
неподвижны.
2. «Лягушата» - «слонята» («улыбка-хоботок»)
– улыбнуться без напряжения, показать верхние и нижние зубы (зубы сомкнуты).
Затем вытянуть губы «хоботком», зубов не разжимать. 8 – 10 раз
3. «Лопатка» - «иголочка» - чередовать широкий кончик языка с узким, напряженным,
слегка вытянутым вперед. Повторить 6 – 8
раз.
4. «Конфетка» - кончик языка упирается в щеку,
губы сомкнуты. Двигать язык вверх-вниз по внутренней стороне щеки справа, затем
слева, затем произвести круговые движения языка за губами.
5. «Часики» - рот приоткрыт, губы в
улыбке, попеременно двигать языком из стороны в сторону, от одного до другого
уголка рта. Губы в улыбке, челюсти неподвижны. Повторить 8-10 раз.
6. «Горка» - улыбнуться, приоткрыть рот,
кончик языка упереть в нижние зубы, спинка языка приподнимается и выдвигается
вперед, как горка, затем опускается в исходное положение. (10 раз)
7. «Качели»
- рот широко открыт, зубы обнажены. Поднимать широкий кончик языка к верхним и
опускать к нижним зубам. (8-10 раз)
8. «Маляр» - улыбнуться, широко открыть
рот, поднять широкий кончик языка к верхним зубам и погладить им нёбо от
зубов внутрь рта и обратно. (8-10 раз)
9. «Лошадка» - рот открыт, губы – в улыбке, видны
все зубы, цокать кончиком языка, при этом губы и челюсти неподвижны, в
застывшей улыбке. Следить по секундной
стрелке, выполнять в течение 1 минуты.
10. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот,
прижать и присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Держать под счет взрослого
до 15.
11. «Гармошка» - сделать «грибок»,
удерживая язык в таком положении, смыкать и размыкать зубы; губы в улыбке. Под
счет взрослого до 15.
12. «Барабан» - рот широко открыт, губы в
улыбке. Широким языком ударять о бугорки возле верхних зубов, ритмично
произнося: дэ – дэ-дэ-дэ. При этом одновременно пальцами имитировать игру
барабанными палочками, отстукивая тот же ритм. Рот приоткрыт, челюсти
неподвижны.
Вестибулярные пластины в работе по коррекции звукопроизношения
Ко мне часто обращаются родители, обеспокоенные качеством звукопроизношения у детей, просят подсказать, чем можно посодействовать скорейшей коррекции звуковой стороны речи. Я, естественно, рекомендую артикуляционную гимнастику, массаж и самомассаж языка, настоятельно советую подключить невролога и четко следовать его назначениям (курсы лекарственной терапии и физиопроцедуры). Но пытливые родители (люблю таких неравнодушных и заинтересованных) не останавливаются: а еще, что новенького может предложить наука? Делюсь с вами своим опытом, ибо ничуть ни меньше заинтересована в том, чтобы наши дети чисто заговорили в максимально сжатые сроки. Нет, волшебства и магии в логопедии не бывает, но кое-что могу посоветовать...ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

СИНДРОМ "КАБИНЕТНОЙ" РЕЧИ.
Сейчас, когда учебный год, набирая обороты, покатился по горку, все чаще терзаю себя по этому поводу. Ну почему?!😩-Почему все классические этапы работы со звуком (подготовка, постановка, автоматизация, дифференциация) мною были соблюдены, а пара-тройка детей не использует поставленные звуки в обыденной речи?!😕-Почему у меня в кабинете ребенок четко выполняет задания, проговаривая все, что мы с ним с таким трудом и рвением буквально вылепили (ну да, прямо руками, зондами, ватными палочками и просто пальцами) - все эти [С,Ш,Р,Л], а лишь закрылась за его спиной дверь, язык лениво вывалился изо рта и зашепелявил, или забулькал горловым Рррр?! 😶И так каждый год! Не знаю, как у всего прогрессивного человечества, а у меня это самый больной, задевающий профессиональную честь, вопрос...
«Любое автоматизированное движение мышц ( рук , ног, языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, из вне, самоконтроля) и поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм» (И.П.Павлов).
Вот чего не хватает нашим детям на этапе автоматизации поставленных звуков в произвольной речи - КОНТРОЛЯ! Причем, во всех его видах. От простого контроля со стороны взрослых (воспитателей, родителей, старших членов семьи) до самого сложного - самоконтроля.В самом начале нашей совместной работы над произношением предупреждаю родителей, что без их помощи нам с ребенком будет непросто одолеть дефектные звуки. Регулярно пишу задания воспитателям, обращая особое внимание на контроль за звукопроизношением поставленных звуков. Считаю, что лишь 50% успеха в преодолении картавости-шепелявости лежит на моих плечах. А остальные 50% - это слаженная работа воспитателей, родителей и самих ребят (под неусыпным контролем взрослых).Пару недель назад я готова была лезгинку на столе станцевать - я смогла-таки победить немыслимый, так долго не поддающийся боковой сигматизм шипящих вместе с Машей! Не перечислить всех ухищрений, на которые мы шли, чтобы придать языку нужную форму, чтобы ухо ребенка чутко улавливало нюансы звучания шипящих. Но, чует мое сердце, что на этом борьба за чистоту произношения совсем не закончилась. Ибо наша шилопопая тараторка не особо себя контролирует. Как, впрочем, большинство детей с речевыми проблемами. Утомляемость, отвлекаемость, двигательная расторможенность, банальная мышечная слабость, астеничность (либо гипертонус) мышц артикуляционного аппарата, недостаточно развитый фонематический слух, отсутствие мотивации и критичности к своей речи - вот что стоит за изрядно затянувшимся процессом автоматизации звуков в речи у наших воспитанников.Поставить звуки и пользоваться звуками в собственной речи - это две огромные разницы. Это как закончить курсы водителей, получив права, а затем стать или не стать водителем на практике, откатав не одну тысячу километров, набив руку\ногу\глаз, то есть выработав четкий динамический стереотип (знаю, о чем говорю - лежат мои права на полочке уже 20 лет, а водить-то так и не стала😒).В общем, испытываю жуткий дискомфорт от того, что не всегда могу повлиять на конечный результат своей работы. В той части, что зависит только от меня, делаю всё, а иногда больше, чем положено нормой. Но за двери своего кабинета дотянуться могу далеко не всегда.Остается глаголом жечь сердца людей. Взрослых, от которых так много зависит. И детей, которым не всегда хватает сил, желания и усердия. Но взрослых, все же в бОльшей степени.Вот такая ложка дегтя в сладком креме выпускного торта.
Дислексия
Ассоциация родителей и детей с дислексией разработала памятку для родителей и учителей, которая поможет им выявить признаки дислексии у ребёнка на самых ранних этапах и помочь ему в обучении и жизни. Вот сложности, с которыми сталкиваются более 20% учеников с особыми образовательными потребностями.
- Ребёнку не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно.
- Он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы).
- Не узнаёт слова, которые встречает постоянно (например, вход/выход).
- Речь развивается медленнее, чем у сверстников.
- Возникают сложности при чтении и письме.
- Иногда дети могут замыкаться в себе, не могут наладить контакт со сверстниками.
- Проблемы с развитием мелкой моторики (например, проблемы со шнурками).
- Не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами.
- Может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу.
- При чтении и письме: переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги.
- Ребёнок не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр.
- У него есть трудности с запоминанием букв, слов и понятий.
- Ребёнок отказывается читать вслух.
- Он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры).
- Не может определить границы слов, предложений.
- Он путается во временах года, днях недели или времени суток.
- Ребёнок плохо ориентируется в понятиях «право — лево».
- Он плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения.
- Проблемы с короткой памятью.
- Отвлекается, тяжело сосредотачивает своё внимание.
- Трудности с организацией и соблюдением инструкций.
- Теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания.
- На занятиях в может выкрикивать ответ до того, как учитель закончит свой вопрос.
- Перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.
источник: https://mel.fm/pisateli/2857610-dyslexia_grishkovetz
- Ребёнку не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно.
- Он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы).
- Не узнаёт слова, которые встречает постоянно (например, вход/выход).
- Речь развивается медленнее, чем у сверстников.
- Возникают сложности при чтении и письме.
- Иногда дети могут замыкаться в себе, не могут наладить контакт со сверстниками.
- Проблемы с развитием мелкой моторики (например, проблемы со шнурками).
- Не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами.
- Может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу.
- При чтении и письме: переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги.
- Ребёнок не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр.
- У него есть трудности с запоминанием букв, слов и понятий.
- Ребёнок отказывается читать вслух.
- Он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры).
- Не может определить границы слов, предложений.
- Он путается во временах года, днях недели или времени суток.
- Ребёнок плохо ориентируется в понятиях «право — лево».
- Он плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения.
- Проблемы с короткой памятью.
- Отвлекается, тяжело сосредотачивает своё внимание.
- Трудности с организацией и соблюдением инструкций.
- Теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания.
- На занятиях в может выкрикивать ответ до того, как учитель закончит свой вопрос.
- Перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.
Зиме - конец, пора к неврологу.
Итак, к концу зимы постепенно истощается запас прочности, которым мы старались зарядиться летом сами и, конечно, это касалось наших детей, в первую очередь. И вот уже и родители, и педагоги отмечают: на занятиях ребята стали быстрее уставать, чаще отвлекаться, незначительно, но все же снижается темп деятельности, уменьшается объем материала, который может усваиваться качественно, с полной отдачей.Сейчас я говорю о своей группе для детей с нарушениями речи. Но, уверяю вас, то же самое вам повторят и педагоги массовых групп, и учителя начальной школы. Да что говорить - у моей-дочери-подростка отмечаю те же симптомы.За многие годы работы я убедилась, что февраль - сложный месяц спада учебных показателей. Даже мы, взрослые, чаще поглядывем на календарь, торопя весну, а вместе с ней и желанный летний отпуск. Зима, с ее малым количеством ясных солнечных дней, с коротким световым периодом выматывает людей.Конечно, мы не будем ждать милости от природы,а как там дальше у классика? Правильно, мы пойдем к неврологу - нашему главному помощнику. Не исключаю, что и хороший педиатр (а также психиатр) могут дать нужный рецепт для улучшения работоспособности - будь то поливитамины или более радикальные средства (наш случай).
В октябре, на фоне адекватно подобранной лекарственной терапии, мы отмечали зримые результаты содружества медицины и педагогики, когда "слабые" ребята подтягивались и преображались на глазах. Сейчас пора повторить свои визиты к специалистам, чтобы к марту набрать сил для финишного рывка - освоения намеченных результатов, отраженных в индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутах, разработанных в нашем детском саду для каждого ребенка.В помощь и для размышления родителям статья о физиотерапии. О ней незаслуженно забывают неврологи детских поликлиник, когда имеют дело с детьми, у которых присутствует дизартрический компонент в речи (стертая форма дизартрии). А не грех бы вспомнить. Понимаю, что многим из них кажутся "несущественными" гиперсаливация, цианоз языка в нагрузочной ситуации, паретичные мышцы языка и прочая минимальная неврологическая симптоматика. А вот в работе логопеда это "минималка" зачастую надолго тормозит постановку и автоматизацию дефектных звуков.
Физиотерапия - наш верный помощник
Вопросы дошколенку - будущему первокласснику
Стертая форма дизартрии -
Комментариев нет:
Отправить комментарий