Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Лежали на полке, стояли на полке...

дети этого набора очень быстро
 нашли общий язык.
   Совместные игры они
 организуют самостоятельно
...Слоны и собаки, верблюды и волки... Ну и дальше по тексту незабвенного С. Михалкова. На этой неделе мы пристально разглядывали и ощупывали содержимое полок групповой комнаты и логопедического кабинета. Животрепещущая и самая актуальная детская лексическая тема - "Игрушки". То, о чем ребята, без сомнения, должны все знать, на самом деле оказалось терра инкогнито. И просто назвать игрушки, принесенные воспитателем на занятие, удавалось не с первого раза. Еще сложней - определить материал, из которого они изготовлены. Более заковыристо - выделить и, главное, назвать и перечислить части игрушек (включаем анализ и синтез). На логопедическом занятии мы учились образовывать относительные прилагательные от существительных - то, что с воспитателями делали на ощупь, определяя материалы, из которых сделаны игрушки, как раз пригодилось. И медленно завертелось колесо словообразования: рези-новый (мяч), дере-вянная матрешка, мета.. Именно металлическая машинка, а не железная (на втором варианте настаивали Камил с Мишей). Пришлось делать физико-химическое отступление- если бы машинка была из чистого железа, она бы очень быстро заржавела, потому-то люди придумали смешивать разные металлы, делать сплавы. Так какая машина? Верно  повторим снова по слогам, слегка отстукивая ритмический рисунок слова ладонью по столу или колену: ме-тал-ли-чес-ка-я -ого, какое длинное слово! И кубик не пластиковый, а пласт-мас-со-вый - Марк согласился, что мы будем пользоваться более сложным, но правильным словом, мы же уже большие!

А потом на столе появились игрушки, которыми дети еще не играли - новая кукла, спасательная машина с выдвигающейся лестницей и меховой мультперсонаж - смешарик. Это были подарки для воображаемых именинников. Простецкий вопрос: кому можно подарить каждую из этих игрушек? Тут возник стихийный диспут. Мальчишки сказали, что машина, само собой, мальчикам, а кукла - девочкам. Я удивилась: а разве мальчикам нельзя играть с куклами? Денис, усмехаясь - нуууу, нееет, нельзя же! Я не унималась? а если мы играем в семью, а ты - папа? Это - твоя дочка. А ну-ка, папа, куда бы ты повел свою дочку? Мальчики склонили головы , задумались. Первым решился Гриша: я бы в парк ее повел! Тут же примерными отцами стали остальные наши парни - гулять, на качели, в гости к бабушке, в магазин! 
Когда дошла очередь до машины, народ уже не был таким категоричным. Полина с ходу заявила, что запросто бы поиграла такой машиной, Ариша ее поддержала. И мальчики сказали - точно, можно и девочкам машины дарить.
Симпатичному смешарику Крошу, ясное дело, любой ребенок обрадуется. А я опять ломаю стандарты: слушайте, а можно подарить игрушку взрослому? Все дети радостно-возмущенно: ну уж нееет! Я не унимаюсь: "А у меня дома есть мишка - мягкий такой, меховой, с бантиком." У ребят глаза округлились, потом хитро прищурились - значит, и взрослым можно игрушку подарить, вот это да!
Вы думаете, мы пустой болтовней занимались? А вот и нет! Пока рассуждали о подарках, подобрали кучу антонимов (мягкий - твердый, легкий - тяжелый и т.д.), учились согласовывать притяжательные прилагательные мой, моя, мое, мои с существительными - да всего не перечислить!  Условились, что дома ребята составят рассказ о своей любимой игрушке, а в понедельник  поделятся этими ценными сведениями со мной. Наш диктофон уже в предвкушении:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий