Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 18 ноября 2018 г.

ХЛЕБ ДА КАША - пища наша

Список лексических тем, их очередность я составляла, исходя из возможностей детей принять и понять этот материал. Давно доказано, что опора на личный жизненный опыт, в буквальном смысле познание предмета на ощупь делают его понятным для ребенка. 
Казалось бы - что, как не регулярные походы в магазин с родителями, близко и понятно (а также вкусно и приятно) для наших девчонок и мальчишек?
Как выяснилось,  тема "Продукты питания" лишь казалось простой. Лишь заслышав слово продукты, дети, как заведенные, называли фрукты, иногда овощи. Спрашиваю: а что еще вы кладете в корзину, тележку, когда с родителями идете по магазину (гастроному, супермаркету)?
И в ответ получаю очередную порцию лимонов- апельсинов! Неужто, все семьи в нашей группе убежденные вегетарианцы?! Ну, тут особой загадки нет, увы. Для наших детей слова, схожие по звучанию, зачастую подменяют одно другое. Прислушайтесь: фрукты - продукты. Уловили? То-то и оно. С понедельника по пятницу мы "ломали парадигму". 
Ставили условия: мы сейчас будем покупать продукты для семьи, но в овощной и фруктовый отдел заходить не будем! Во вторник первым нас выручил Саша. Он прервал-таки фруктово-овощную закупку: "Сыр! Я куплю сыр!" Тут мы свернули в бакалейный отдел и ребята поделились своими знаниями о крупах и кашах, их которых они варятся. Респект Марку, Камилу и Мише - они неплохо запомнили, в какой последовательности готовят это ежедневное блюдо нашего детсадовского завтрака (я слышала, как они разбирались в кухонных тонкостях с Натальей Львовной). Полина деловито вносила коррективы, если сомневалась в рецептуре.Алиса и Лева добавляли свое веское: "И я любу" А прилагательные рисовая, манная, гречневая, овсяная и проч. весьма органично вписались в детский лексикон, ребята сами образовали их от существительных. С кашей под названием "Дружба" разбирались отдельно - тем более, что ее только что съели на завтрак. Почему в ней и белые, и желтые зернышки, какие крупы подружились в одной кастрюле, как по-другому можно назвать такую кашу?
А еще мы потихоньку осваиваем схему предложения, готовимся к пониманию роли маленьких слов-предлогов. Короче, все у нас серьезно.
 И, да - почитайте, пожалуйста, сказку "Горшок каши". Мы ее читали в переводе Маршака, адаптированную, без присущих братьям Гримм темноватых тонов. Прочитайте (посмотрите мультик) и обсудите с ребенком.
Ну, а самое действенное - приготовьте хоть что-нибудь вместе!  Единицы из наших детей могли похвастать такими рассказами из личного опыта. А он, опыт, дорогого стоит, как я уже говорила.

2 комментария:

  1. Любовь Львовна, спасибо за такие живые рассказы из Вашего опыта! Всегда читаю Вас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена)) В очередной раз - новые дети, в очередной раз вхожу в ту же реку и барахтаюсь... А вдруг, как та лягушка, смогу-таки взбить масло...

      Удалить