перерыв на игру - делу время... |
Полагаю, что в логопедической группе первого года обучения ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ можно смело называть любую лексическую тему. Во всяком случае, именно об этом говорит мой профессиональный опыт. Это же мне повторяют и воспитатели по следам своих занятий по ознакомлению с окружающим, на которых они уточняют и расширяют словарный запас по каждой теме. А уточнять приходится самые заурядные вещи.
Один из таких незнакомцев - стакан! Ребята упорно называли его кружкой. Возможно потому, что дети не пользуются стаканами в обиходе, ведь держать за ручку кружку куда удобней. Зато как наглядно можно проводить сравнение этих двух предметов посуды. Так, да не так - чтобы сравнивать, надо выделить (и назвать!) основные части стакана и кружки. Абсолютно незнакомыми (вернее, не используемыми в активной речи) оказались слова стенки, дно, ручка. Сначала пришлось "оживить" их, вытащить из кладовок под названием импрессивный словарный запас, где они хранились до поры до времени в головах ребят. То есть "покажи, где у стакана (кастрюли, тарелки) дно" - это ребенку доступно. А вот "скажи, как называется нижняя часть этой посуды" - тут миссия невыполнима. Была. Надеюсь, что за неделю боевых действий на посудном фронте, нам удалось преодолеть этот маленький рубеж и перетащить нужное количество слов из пассивного словаря в активный.
А еще я плюнула на регламент, и прочитала ребятам "Федорино горе". Что вы говорите, что читали его не один раз дома? Верю, верю - двое ребят даже подтвердили мне это - Сергей и Марк. Хотя, уверена, что и все остальные слушали эту притчу Чуковского (обожаю этого автора за трепетное отношение к языку). Но... "Любите ли вы выразительное чтение так, как люблю его я?" И никакие архаизмы типа самовара, корыта и решета не помешали нам проникнуться сказочной атмосферой!
А знаете, почему я стала читать вслух? Потому что не услышала с первых же строк, чтобы дети договаривали последние слова в строфе - ведь это так естественно, казалось бы!
"За лопатою метла вдоль по улице.. (пошла)", "куд-куда, куд-куда, вы откуда и... (куда)"
А у нас в группе стояла гнетущая тишина! Н-И-К-Т-О!!! Не подхватил, не добавил хотя бы словечка в рифму, а ведь они простенькие, сами просятся в строку. Как же глубоко в наших детях спит чувство языка.! А нам без него никуда!
А посему, будем его будить. Или формировать, если его нет даже в зародыше.
Обращаюсь к родителям: все на штурм! Чуковский, Барто, Маршак, Благинина - наши единомышленники. Берем их (и не только их, можете предлагать свои варианты) на вооружение и вперед, в бой за чувство языка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий