Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 28 марта 2021 г.

СИНДРОМ "КАБИНЕТНОЙ" РЕЧИ



Сейчас, когда учебный год, набирая обороты, покатился по горку, все чаще терзаю себя по этому поводу. Ну почему?!😩
-Почему все классические этапы работы со звуком (подготовка, постановка, автоматизация, дифференциация)  мною были соблюдены, а пара-тройка детей не использует поставленные звуки в обыденной речи?!😕
-Почему у меня в кабинете ребенок четко выполняет задания, проговаривая все, что мы с ним с таким трудом и рвением буквально вылепили (ну да, прямо руками, зондами, ватными палочками и просто пальцами) - все эти [С,Ш,Р,Л], а лишь закрылась за его спиной дверь, язык лениво вывалился изо рта и зашепелявил, или забулькал горловым Рррр?! 😶
И так каждый год! Не знаю, как у всего  прогрессивного человечества, а у меня это самый больной, задевающий профессиональную честь, вопрос...
Часто употребляю это понятие - динамический стереотип. Чем старше человек, тем прочнее эти стереотипы. Особенно в звукопроизношении.

«Любое автоматизированное движение мышц ( рук , ног, языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, из вне, самоконтроля) и поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм» (И.П.Павлов).

Вот чего не хватает нашим детям на этапе автоматизации поставленных звуков в произвольной речи - КОНТРОЛЯ! Причем, во всех его видах. От простого контроля со  стороны взрослых (воспитателей, родителей, старших членов семьи) до самого сложного - самоконтроля.
В самом начале нашей совместной работы над произношением предупреждаю родителей, что без их помощи нам с ребенком будет непросто одолеть дефектные звуки. Регулярно пишу задания воспитателям, обращая особое внимание на контроль за звукопроизношением поставленных звуков.
 Считаю, что лишь 50% успеха в преодолении картавости-шепелявости лежит на моих плечах. А остальные 50% - это слаженная работа воспитателей, родителей и самих ребят (под неусыпным контролем взрослых).
Пару недель назад я готова была лезгинку на столе станцевать - я смогла-таки победить немыслимый, так долго не поддающийся боковой сигматизм шипящих вместе с Машей! Не перечислить всех ухищрений, на которые мы шли, чтобы придать языку нужную форму, чтобы ухо ребенка чутко улавливало нюансы звучания шипящих. Но, чует мое сердце, что на этом борьба за чистоту произношения совсем не закончилась. Ибо наша шилопопая тараторка не особо себя контролирует. Как, впрочем, большинство детей с речевыми проблемами. 
Утомляемость, отвлекаемость, двигательная расторможенность, банальная мышечная слабость, астеничность (либо гипертонус) мышц артикуляционного аппарата, недостаточно развитый фонематический слух, отсутствие мотивации и критичности к своей речи - вот что стоит за изрядно затянувшимся процессом автоматизации звуков в речи у наших воспитанников.
Поставить звуки и пользоваться звуками в собственной речи - это две огромные разницы. 
Это как закончить курсы водителей, получив права, а затем стать или не стать водителем на практике, откатав не одну тысячу километров, набив руку\ногу\глаз, то есть выработав четкий динамический стереотип (знаю, о чем говорю - лежат мои права на полочке уже 20 лет, а водить-то так и не стала😒).
В общем, испытываю жуткий дискомфорт от того, что не всегда могу повлиять на конечный результат своей работы. В той части, что зависит только от меня, делаю всё, а иногда больше, чем положено нормой. Но за двери своего кабинета дотянуться могу далеко не всегда.
Остается глаголом жечь сердца людей. Взрослых, от которых так много зависит. И детей, которым не всегда хватает сил, желания и усердия. Но взрослых, все же в бОльшей степени.
Вот такая ложка дегтя в сладком креме выпускного торта.




Комментариев нет:

Отправить комментарий