Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 13 октября 2019 г.

"У ВАС ПРОДАЕТСЯ СЛАВЯНСКИЙ ШКАФ?"

Это не про разведчиков, хотя пароль из старого фильма вспомнился не случайно. Это даже не про мебель, хотя именно о мебели и частях дома говорили мы с ребятами на текущей неделе.
Это про одну из больных для речевых детей (и не только для них) тем - про пространственную ориентировку.
Неделя выдалась на редкость малолюдной - многих ребят на занятиях не было. А потому оставшейся "могучей кучке" пришлось отдуваться за себя и за тех парней)).
Все эти за, перед, между, справа-слева, - говорящие о положении предмета в пространстве - эти маленькие слова будто с другой планеты, как же тяжело ими пользоваться! Так что - Штирлиц как никогда был близок к провалу! А ведь ничего особенного мы не изобрели: встань, назови, что находится за тобой, перед тобой, справа и слева от тебя.  Отвечай предложением!  (та еще задачка, не можем мы пока отвечать полным предложением!). А теперь развернись. Что сейчас находится за тобой?
Перед тобой? Справа? Слева от тебя?
Немного легче было ответит на вопрос "За\перед\между кем ты сидишь?" - особенно, если сопровождать ответ указательными жестами. Но и здесь дети отчаянно вертели головой, будто впервые оказались в кабинете или только что увидели своих товарищей. "Между мной сидит.. Ой, я сижу между.." - Варлаам говорит медленно и ждет, когда я приду к нему на помощь и закончу высказывание.
Спасительные тетради в крупную клетку (те, в которых надо было работать еще год назад!) превратились в карту путешествий. Графический слуховой диктант - замечательный и очень действенный инструмент на наших занятиях. И вот мы ведем линию-маршрут из пункта А в пункт А - да-да, таково условие - куда бы не шла наша дорожка, следуя словесной инструкции, она непременно  должна завершиться в той же точке, в которой началась.  И  - две клетки вверх- пять клеток вправо-две вниз - еще парочку поворотов - если вы все выполнили верно, вы снова очутились в той точке, откуда вышли! А теперь посмотрите, на что похожа эта фигура?
Аделина - Ой, на что-то похоже... Маша: - Кресло, что ли? Кира и Андрей: - О, стульчик!
Я: -  Или диван! А дорисуйте-ка ему ножки! Где они должны быть - за спинкой или под сиденьем?
Короче, мы махали руками, ногами и головами, пытаясь проанализировать и выразить жестами и словами пространственные отношения. Разбирались с левой и правой рукой. И продолжим это делать на каждом занятии еще не раз. Ведь от этого зависит положение строчек на на странице, ориентировка букв и их элементов (профилактика дисграфии), правильный порядок слогов в словах со сложной слоговой структурой.
P.S. Оденьте дома цветную резинку (браслетик) ребенку на правую руку, пусть некоторое время походит с ней. Поставьте чадо посреди комнаты, попросите назвать (с закрытыми глазами!), что находится за-перед-слева-справа от него - а резинка-браслетик поможет не забыть, где право, а где лево.
Играйте и учитесь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий