Это не про разведчиков, хотя пароль из старого фильма вспомнился не случайно. Это даже не про мебель, хотя именно о мебели и частях дома говорили мы с ребятами на текущей неделе.
Это про одну из больных для речевых детей (и не только для них) тем - про пространственную ориентировку.
Неделя выдалась на редкость малолюдной - многих ребят на занятиях не было. А потому оставшейся "могучей кучке" пришлось отдуваться за себя и за тех парней)).
Все эти за, перед, между, справа-слева, - говорящие о положении предмета в пространстве - эти маленькие слова будто с другой планеты, как же тяжело ими пользоваться! Так что - Штирлиц как никогда был близок к провалу! А ведь ничего особенного мы не изобрели: встань, назови, что находится за тобой, перед тобой, справа и слева от тебя. Отвечай предложением! (та еще задачка, не можем мы пока отвечать полным предложением!). А теперь развернись. Что сейчас находится за тобой?
Перед тобой? Справа? Слева от тебя?
Немного легче было ответит на вопрос "За\перед\между кем ты сидишь?" - особенно, если сопровождать ответ указательными жестами. Но и здесь дети отчаянно вертели головой, будто впервые оказались в кабинете или только что увидели своих товарищей. "Между мной сидит.. Ой, я сижу между.." - Варлаам говорит медленно и ждет, когда я приду к нему на помощь и закончу высказывание.
Спасительные тетради в крупную клетку (те, в которых надо было работать еще год назад!) превратились в карту путешествий. Графический слуховой диктант - замечательный и очень действенный инструмент на наших занятиях. И вот мы ведем линию-маршрут из пункта А в пункт А - да-да, таково условие - куда бы не шла наша дорожка, следуя словесной инструкции, она непременно должна завершиться в той же точке, в которой началась. И - две клетки вверх- пять клеток вправо-две вниз - еще парочку поворотов - если вы все выполнили верно, вы снова очутились в той точке, откуда вышли! А теперь посмотрите, на что похожа эта фигура?
Аделина - Ой, на что-то похоже... Маша: - Кресло, что ли? Кира и Андрей: - О, стульчик!
Я: - Или диван! А дорисуйте-ка ему ножки! Где они должны быть - за спинкой или под сиденьем?
Короче, мы махали руками, ногами и головами, пытаясь проанализировать и выразить жестами и словами пространственные отношения. Разбирались с левой и правой рукой. И продолжим это делать на каждом занятии еще не раз. Ведь от этого зависит положение строчек на на странице, ориентировка букв и их элементов (профилактика дисграфии), правильный порядок слогов в словах со сложной слоговой структурой.
P.S. Оденьте дома цветную резинку (браслетик) ребенку на правую руку, пусть некоторое время походит с ней. Поставьте чадо посреди комнаты, попросите назвать (с закрытыми глазами!), что находится за-перед-слева-справа от него - а резинка-браслетик поможет не забыть, где право, а где лево.
Играйте и учитесь!
Это про одну из больных для речевых детей (и не только для них) тем - про пространственную ориентировку.
Неделя выдалась на редкость малолюдной - многих ребят на занятиях не было. А потому оставшейся "могучей кучке" пришлось отдуваться за себя и за тех парней)).
Все эти за, перед, между, справа-слева, - говорящие о положении предмета в пространстве - эти маленькие слова будто с другой планеты, как же тяжело ими пользоваться! Так что - Штирлиц как никогда был близок к провалу! А ведь ничего особенного мы не изобрели: встань, назови, что находится за тобой, перед тобой, справа и слева от тебя. Отвечай предложением! (та еще задачка, не можем мы пока отвечать полным предложением!). А теперь развернись. Что сейчас находится за тобой?
Перед тобой? Справа? Слева от тебя?
Немного легче было ответит на вопрос "За\перед\между кем ты сидишь?" - особенно, если сопровождать ответ указательными жестами. Но и здесь дети отчаянно вертели головой, будто впервые оказались в кабинете или только что увидели своих товарищей. "Между мной сидит.. Ой, я сижу между.." - Варлаам говорит медленно и ждет, когда я приду к нему на помощь и закончу высказывание.
Спасительные тетради в крупную клетку (те, в которых надо было работать еще год назад!) превратились в карту путешествий. Графический слуховой диктант - замечательный и очень действенный инструмент на наших занятиях. И вот мы ведем линию-маршрут из пункта А в пункт А - да-да, таково условие - куда бы не шла наша дорожка, следуя словесной инструкции, она непременно должна завершиться в той же точке, в которой началась. И - две клетки вверх- пять клеток вправо-две вниз - еще парочку поворотов - если вы все выполнили верно, вы снова очутились в той точке, откуда вышли! А теперь посмотрите, на что похожа эта фигура?
Аделина - Ой, на что-то похоже... Маша: - Кресло, что ли? Кира и Андрей: - О, стульчик!
Я: - Или диван! А дорисуйте-ка ему ножки! Где они должны быть - за спинкой или под сиденьем?
Короче, мы махали руками, ногами и головами, пытаясь проанализировать и выразить жестами и словами пространственные отношения. Разбирались с левой и правой рукой. И продолжим это делать на каждом занятии еще не раз. Ведь от этого зависит положение строчек на на странице, ориентировка букв и их элементов (профилактика дисграфии), правильный порядок слогов в словах со сложной слоговой структурой.
P.S. Оденьте дома цветную резинку (браслетик) ребенку на правую руку, пусть некоторое время походит с ней. Поставьте чадо посреди комнаты, попросите назвать (с закрытыми глазами!), что находится за-перед-слева-справа от него - а резинка-браслетик поможет не забыть, где право, а где лево.
Играйте и учитесь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий