работа над ошибками, боремся со словом паутина |
Все дальше пробираемся мы в дебри алфавита, все больше новых букв появляется на традиционной для всех логопедических групп "ленте памяти".
И вот она, встреча с буквой Я.
Хотя многие ребята давно с ней знакомы, узнают и достаточно свободно читают ее в словах и предложениях, но буква эта ох, какая непростая! Если честно, не предусмотрено обязательной программой подготовительной группы знакомство с этой буквой. Но, в таком случае, и обязательное чтение не предусмотрено при поступлении в первый класс, однако, школы пристально смотрят на сформированность этого важного навыка.
Короче, йотированных гласных бояться - в школу не ходить!
Мы не будем торопиться. И не схватимся сразу за звуковой анализ, как делали это с простыми, незамороченными буквами\звуками. Хотя Игорь, разгадав тему занятия, пытался сформулировать мысль о том, что буква Я необычная: "Ой, я ее знаю, она какая-то такая, не такая!" Но больше ничего сказать не смог. Катя с Луизой тоже прищурились, но высказываться не стали, почуяв подвох.
Итак, мы начинаем со слов, в которых Яя стоит первой или после гласных и читается, как пишется - Я. И все на этом этапе идет гладко. Дети уверенно читают:
Яша, Яна. Моя мама умная. Эта роза красивая.
А теперь переходим к письму печатными буквами. Тщательно разобрали элементы буквы, написали ее в воздухе, пальцем на столе, обвели ручкой образец. И красиво прописали в тетради. Подошла очередь слов. и оп! - два ребенка из группы пишут: Яана, умнаяа. Ожидаемо. Эти дети пишут медленнее всех. Именно у них наиболее велик риск дисграфических расстройств. И объяснимо: пока они мееееедленно диктовали себе: Яаааана, пока обдумывали, как написать элементы новой буквы, их "хромающий" фонематический слух сделал подножку, и вот она - ошибка.
В этом месте (при переходе к изучению йотированных Я,Е,Ё,Ю) аналитико-синтетическая система письма дает сбой. Мы ведь так и слышим: Йана, Йаша, а письмо буквы Я надо принять как данность. Поэтому просим ребят не спешить, перед проговариванием слова акцентируем внимание (какая БУКВА, а не звук, будет первой \ последней в этом слове) и не растягиваем: Я-на, ти-ха-я.
На следующей неделе продолжаем разбираться в хитросплетениях русской фонетики и грамоты, говорим про работу доброй феей - свойство буквы Я обозначать мягкость согласных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий