Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

вторник, 19 ноября 2013 г.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Самая детсадовская тема. Дети за нее взялись с энтузиазмом и со знанием дела. Правда, вместо ожидаемых заек и мишек я услышала про трансформеров и бакуганов, и прочих человеков-пауков. Ну куда же деться от реалий современности, и с этим речевым материалом приходится работать.   Однако, с каким же трудом мы припоминали названия матрешек и неваляшек (Рома назвал матрешку пирамидкой). Кстати, поиграть в матрешек и пирамидки можно на страничке "ПОИГРАЕМ", пройдя по ссылке. Хотя и это не ввергло меня в уныние. А что  озадачило и огорчило - ничтожно малый тактильно-осязательный опыт детей! Мамочки и папы! Вспоминайте, пожалуйста, что весь предметный опыт и знания об окружающем мире ребенок получает  через органы чувств, а в подавляющем большинстве - на кончиках пальцев! Сегодня большую часть занятия мы примитивно щупали игрушки, изготовленные из разных материалов, при этом лица у детей были такие одухотворенные, на них читалась такая работа мысли! Энштейну и не снилось,
как же трудно подобрать  прилагательные к существительному! "Алеша, какая на ощупь твоя игрушка?" Мальчик  жмет в руках мягенького резинового крокодила и пытается высказаться: "Он.. это.. твердый?" "Ребята, а как вам кажется, какой на ощупь?" Сидящий рядом Гоша берет игрушку в руки, легко сминает и выдает:: "Твердый!" Продолжаем исследование:  "А из чего сделан крокодильчик?" Тут уж вообще  зависла пауза. Игрушку передавали из рук в руки. Наконец-то коллективный разум выдал нужные слова: "Он мягкий! Он сделан из резины!" Народ стал радостно повторять: "Да, я знал! Он мягкий, резиновый!" Потом настал черед пластмассового паровоза (пластмассу назвали железом), потом - деревянной матрешки (она показалась детям пластмассовой, хотя мы даже  открыли матрешку, чтобы увидеть однозначно деревянную поверхность). Так занятие по формированию лексико-грамматических категорий превратилось...эээ, даже не знаю, к какой области науки причислить наши с детьми изыскания, пожалуй, к материаловедению или к сопромату! А что, это ничуть не легче для детского малого опыта. Ро-ди-те-ли! Сегодня же вечером рассмотрите, потрогайте, пощупайте, понюхайте - в общем, исследуйте все ваши домашние игрушки! Помогите нам пополнить и уточнить запас существительных (пластмасса, стекло, дерево, ткань, мех, металл - только не железо, ибо чисто  железных вещей не бывает, в принципе, все проходили химию\физику!) А уж мы на этой базе займемся словообразованием прилагательных. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий