Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

понедельник, 4 ноября 2019 г.

ГЛАСИТЬ-ГОЛОСИТЬ)

Этим мы занимаемся уже не первую учебную неделю - гласим, голосим, т.е. длительно, громко, протяжно произносим гласные звуки в словах. Ведь ГЛАСНЫЙ=ГОЛОСЯЩИЙ, ПОЮЩИЙ.
На осеннем утреннике дети тоже "голосили", но я именно про образовательную деятельность.
На эти длинные выходные в домашних тетрадях впервые появились задания на закрепление материала по слоговому анализу. хотя мы с ребятами уже третью неделю этим занимаемся - и на индивидуальных, и на фронтальных (общегрупповых) занятиях. Железное правило - СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ будет повторяться нами в течение всего учебного года, а потом плавно перекочует в школу. 
Как обычно, кто-то из детей схватывает материал быстро,
а кому-то приходится попотеть. Совсем не просто расслышать, сосчитать и запомнить песенки гласных звуков. Особенно, если ребенок рассеян, расторможен\заторможен\отвлекаем (а родители откладывают визит к неврологу, т.к. считают  "шилопопость" или, наоборот, медлительность и заторможенность этакой "изюминкой", милой детской непосредственностью. Поэтому опираемся мы не только на слуховой анализатор, который у детей с логопедическими проблемами функционирует, мягко говоря, не блестяще,  а еще и на зрительный, тактильный анализаторы.
- Послушайте, какие гласные звуки поют песенку в этом слове: бааатооон.
Из всей группы отвечают 4-5 человек, причем 1-2 ответа неверные.
- Произнесите вместе со мной, загибайте пальцы, когда слышите  песенки гласных звуков: бааатооон!
Услышали и ответили еще 2-3 ребенка, но ведь это меньше половины всей группы!
- Произнесите вместе со мной и внимательно смотрите на положение моих губ  - какую песенку они поют: бааатооон!!?
Ага! Процесс сдвинулся! Теперь подавляющее большинство увидело-услышало, наконец, все гласные в слове бааатоон!!!
Большинство, НО НЕ ВСЕ!!!
- А теперь специально для ... (называю имена самых рассеянных, вертящихся по сторонам, считающих ворон и проч., скандалящих с соседом по столу или банально опоздавших на половину занятия) : бааатооон!!!!!
Вуаля - каких-нибудь 2-3-5-6 повторений и дело сделано! Вернее, полдела.
Остается праксис -а это для многих не менее трудно, чем услышать. 
Мы переходим на другой горячий участок - тетради в клетку-карандаши-ручки!
Большинство ребят радостно бросаются в бой, у нескольких человек брови - домиком, глаза - в тетради у соседа. 
О, да! Только то, что дети пропустят через свои  пальцы (см. мой прошлый пост), реально прочно засядет в их головах!
Ну все, про тетради не пишу. Захотите - сами зайдете в кабинет и глянете на наши шедевры))
Зачем я тут так пространно говорю о такой рутине? Чтобы немножко приоткрыть наше закулисье, чтобы для родителей не было секретом, из какой нудной, порой монотонной, но жизненно необходимой работы складывается понятие "логопедическая работа".
P.S. Знающие люди могут сделать замечание : почему надо смотреть на артикуляцию губ логопеда, а не опираться на свою (ребенка), отраженную в зеркале? Ответ появится сам, как только вы со стороны взглянете на положение губ наших детей, даже с минимальной дизартрической симтоматикой - едва шевелящиеся, чуть приоткрытые или с трудом растянутые в подобие улыбки - далеко не всегда с них можно считать информацию о гласных. Но мы над этим работаем. А я жду вестей о походах к неврологу - ведь бланки направлений выдала уже давно...
P.P.S. Почему не прохлопываем слово, когда делим его на слоги?  О, это тоже проходили. Знаете, сколько хлопков может вместить в себя слово? Да хоть сколько! А если нарушена слоговая структура, искажено чувство ритма?! А вот так не желаете? С-ТО-Л  - три слога!
Почему не подкладываем руку под подбородок, как это часто делают в первом классе, считая каждое движение челюстей на гласных звуках?  Вот потому же (см. про подвижность губ у дизартриков).


Комментариев нет:

Отправить комментарий