Перелопатила я много материала на эту тему. Для меня она животрепещущая. По долгу службы я просматриваю, слушаю, общаюсь с большим количеством дошколят. Уровень речевого развития "обычных" детей, посещающих массовые группы, оставляет желать лучшего (говорю об основной массе, приятные единичные исключения не в счет). И дело даже не а довольно многочисленных дефектах звукопроизношения (это лишь надводная часть айсберга), а в обеднении словарного запаса, отсутствии ярких, выразительных средств языка (дети, практически, не пользуются прилагательными, определениями, чего уж говорить о причастиях и сложных наречиях)..
.
.
И все-таки оно есть -чувство родного языка! Стоит только "копнуть глубже", показать ребенку, как можно играть со словами, как надо прислушаться к их звучанию, скрытому смыслу (а он иногда лежит прямо на поверхности). Еще К.Чуковский восторгался способностью детей к словотворчеству в дошкольном детстве ( его книга"От двух до пяти").
А говорю я об этом после занятий по нашей недельной лексической теме "Электробытовые приборы". Наши "подготовишки" так лихо завалили меня примерами бытовой техники и всего-всего, что работает на электричестве, что я невольно поморщилась от обилия заимствований из английского (i-pad, notebook, netbook и т.д.). Я предложила детям открыть мастерскую, где мы из нескольких слов будем собирать одно новое, как из кирпичиков конструктора.
И работа началась - сначала медленно и неуверенно, а затем азартно и заинтересовано.
сок+выжимает=соковыжималка, мясо+рубит= мясорубка, картофель+ чистит= картофелечистка, пыль+ сосет= пылесос и т.л.
После такого задания уже не казалось сложным объяснить, от каких слов появились названия: самолет, кофеварка,посудомоечная машина и проч.
Уважаемые родители, развивайте у своих детей чувство языка - такого великого и могучего!
А вот вам и речевой материал: самовар, пароход, пароварка, соковарка, овощерезка, бетономешалка - поразмышляйте, из каких слов сложились эти названия, что они обозначают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий