Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

понедельник, 20 февраля 2017 г.

Как хорошо уметь читать...

Думала: быстренько осветить тему, касающуюся выбора  первой в жизни ребенка книги - букваря, но не тут-то было. Незаметно для себя углубилась в дебри профессиональных терминов, споров сторонников разных подходов к обучению грамоте. 
Немного систематизировать  сведения об имеющихся системах обучения чтению помогла книга Лены Кирилловой "Энциклопедия методов обучения". Хотя автор "скромно" на обложке книги поместила слоган "главная книга родителя"(маркетинг, однако),  весь материал изложен доступным языком, подход к вопросу  взвешенный, аргументированный, убедительный.
Автор орассказывает о методах Глена Домана, Марии Монтессори, Николая Зайцева, а также о нашем - логопедическом, звуковом способе обучения грамоте, которому уже более 150 лет!
Среди популярных ныне букварей автор рассказывает о книгах Н.Жуковой, Е. Бахтиной и О. Соболевой. Там же приводятся отзывы родителей  об этих книгах, их плюсах и недостатках.
Конечно, я, как логопед, ратую за слуховой (он же звукобуквенный, фонетический, звуковой) метод. По нему учились читать наши бабушки и мамы, он доказал свою эффективность не в одном поколении. 

Сначала ребенок учится слышать звук (а в нашей группе сюда добавляется анализ артикуляции звука, его характеристика по наличию\отсутствию преграды, по участию голоса, твердости-мягкости), учится определять место этого звука в словах. Затем знакомится с буквой. К этому времени дети могут из звуков сложить слово и, наоборот, разобрать слово по звукам. Затем от такого "звукового конструирования" мы переходим к конструированию буквенному.
Про заветный букварь. Если честно, я так и не нашла идеальную книгу, устроившую бы меня во всем. Мне нравится букварь Жуковой, но не устраивает порядок букв, предложенный автором (хотя Н.Жукова предупреждает: азбука рассчитана на чисто говорящих детей). Очень удачно показано, как научиться сливать буквы в слоги и слова, начиная с обратных слогов, затем, перейдя к прямым слогам и стечению согласных.
Но т.к. звукопроизношение у наших ребят  далеко не блестящее,это приходится учитывать. Мы используем  при изучении букв принцип их появления в речи ребенка в онтогенезе, т.е. наиболее сложные в произношении звуки (а значит, и буквы) - Л,Р,Ш и т.д. мы максимально отодвинули во времени.
Я использую в работе (только частично) разработанные С.П. Цукановой и Л.П. Бетц коплекты "Учим ребенка говорить и читать". Но только как основу.  Материал для чтения, задания по грамоте я придумываю сама. Поэтому, когда родители спрашивают, по каким прописям мы будем работать, отвечаю: нет таких прописей. Вернее, они есть - в моей голове, в тех заданиях, которые я придумываю для ребят. То же касается и материалов для чтения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий