Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

                                                            ЦВЕТ И ФОРМА                              

НАРИСУЙТЕ на листе бумаги основные геометрические фигуры: КРУГ, КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК, ОВАЛ, ПРЯМОУГОЛЬНИК. Попросите ребёнка назвать их: это овал...Назовите части геометрических фигур: угол, сторона - покажите их на нескольких фигурах и попросите ребёнка пересчитать углы и стороны у треугольника, квадрата, прямоугольника.ПОРАССУЖДАЙТЕ, почему треугольник так называется?Отыщите дома среди предметов мебели, бытовой техники, посуды и т.д. знакомые фигуры.УСТРОЙТЕ соревнование кто больше отыщет и назовет фигур круглой (тарелка, крышка от кастрюли и т.д) или квадратной формы (монитор, книжка, телевизор и т.д.). Обратите внимание на проговаривание окончаний имен прилагательных: овальный стол, круглое зеркало, квадратная рамка.НАПОМНИТЕ ребенку об объёмных фигурах: КУБ, ШАР, ЦИЛИНДРПовторите названия основных цветов спектра.ВЫРЕЖЬТЕ из цветной бумаги названные выше геометрические фигуры.ПОИГРАЙТЕ с ребенком в школу: сначала он, ребенок, учитель (ребенок поочередно показывает взрослому фигуры разного цвета, а взрослый четко проговаривает предложения: "Это красные квадрат. Это зеленый овал."). Затем поменяйтесь ролями. Добивайтесь ответов полным предложением.Чаще используйте игровой прием дорисовывания: "Это круг. Что нужно дорисовать, чтобы он превратился в цветок? Солнышко? Лицо человека?". " Преврати квадрат в дом, стол".


ИГРУШКИ

РАССМОТРИТЕ и назовите игрушки, которые есть у ребенка, из какого материала они сделаны? (резиновые, меховые, пластмассовые, деревянные, керамические, соломенные, стеклянные, металлические. В качестве экскурсии сходите в магазин игрушек.
НАЗВАТЬ части игрушки.  Какой формы игрушка (круглая, квадратная…), какого цветаЗа что она нравится ребенку? В какие игры можно играть с этой игрушкой?
Какая игрушка на ощупь (мягкая, твердая, гладкая, шершавая, холодная).
ПОГОВОРИТЕ с ребенком о бережном отношении к игрушкам, о том, что в игровом уголке должен быть порядок.
РАССКАЖИТЕ, какие игрушки были у вас в детстве, как вы с ними играли.  Какие игрушки были в далекие времена (тряпичные мячи, соломенные и деревянные куклы и т. д.)
 ПОИГРАЙТЕ: 
«Магазин игрушек». Взрослый – продавец. Ребенок покупатель. Покупатель должен описать ту игрушку, которую он выбрал так, чтобы продавец догадался, о какой покупке идет речь.
«Угадай на ощупь». Ребенок с закрытыми глазами должен на ощупь определить свою игрушку. При этом хорошо сопровождать свои ощущения комментарием (или отвечать на вопросы взрослого): она мягкая, маленькая, с хвостиком – это мышка.
«Чего не стало». Игра на развитие внимания и памяти. На полку выставить несколько 6 -7 игрушек, ребенок их называет, затем отворачивается, а взрослый убирает 1 – 2 игрушки. Ребенок называет, какой игрушки не стало.
«Мой, моя, моё, мои». Взрослый бросает ребенку мяч, называя игрушку, ребенок возвращает мяч взрослому, называя подходящее местоимение (кубики – мои, кукла – моя, мишка – мой).


ОВОЩИ

ПОГОВОРИТЕ с ребёнком обо всём, что растёт в огороде на грядках.
Как это назвать одним словом?
РАССМОТРИТЕ овощи, которые, наверняка, есть у вас дома (капуста, картофель, морковь, огурцы, лук, чеснок, свёкла, кукуруза, помидоры, кабачки, патиссоны, редиска, перец сладкий и горький, фасоль, горох, тыква)  

ОПИШИТЕ их вместе с ребёнком,     НАЗОВИТЕ основные признаки (цвет, форма, размер, вкус, где растут, что из них можно приготовить).
ПОИГРАЙТЕ:
"Вершки и корешки": какие овощи растут на земле, а какие в земле, какие над землёй (свёкла, картофель, чеснок, лук, редиска, морковь - растут в земле, огурцы, патиссоны, тыква, кабачок - растут на земле, помидоры, кукуруза, баклажаны, перец, горох, фасоль - растут над землёй на небольших кустиках).
"Соберём урожай": как убирают разные овощи - какие выкапывают, какие срывают, какие срезают, какие выдёргивают?
"Мамины помощники" - какие блюда можно приготовить из овощей?Кто больше придумает блюд из одного овоща (картофель: суп, пюре, оладьи, чипсы, клёцки, запеканка, вареники и т. д.)
"Узнай на ощупь" -  с закрытыми глазами ребёнок ощупывает предложенный овощ, называет его, поясняя, что ему помогло догадаться.
"Чего не стало?" - разложите на столе 5-6 овощей, попросите ребёнка закрыть глаза, уберите один овощ, спросите, чего не стало? Эта игра развивает память, внимание, мышление.
Приготовьте вместе с ребёнком простейший салат из овощей - ребёнок надолго запомнит и быстро усвоит все сведения

ФРУКТЫ

ПОГОВОРИТЕ с ребенком обо всем, что растет в саду на деревьях (кроме ягод): яблоко, груша, слива – это фрукты.
СХОДИТЕ  на рынок или в магазин.
РАССМОТРИТЕ и НАЗОВИТЕ фрукты, которые растут в теплых краях: персик, виноград, гранат, апельсин, лимон, банан, абрикос, киви, ананас, слива, мандарин – и это фрукты. Сюда же мы относим дыню и арбуз, но объясняем ребенку, что это большие ягоды.
ПОГОВОРИТЕ, чем полезны фрукты. У каких фруктов есть  косточка?
ОПИШИТЕ вместе с ребенком каждый фрукт по примерному плану:
Какой по форме (круглый, овальный, вытянутый, треугольный)
Какой по цвету? Крупный или мелкий?
Какой на вкус и запах? (кислый, сладкий, кисло-сладкий, сочный, ароматный, душистый)
Какой на ощупь? (твердый, мягкий, не очень твердый)
Что из него можно приготовить?(сок, компот, варенье, мармелад, сироп, джем, пастилу)
А теперь ПОИГРАЙТЕ: «Угадай, какой фрукт я задумал». Сначала взрослый описывает фрукт, который задумал по плану, предложенному выше. Пример:  «Он овальный, шкурка у него коричневая, а серединка – зеленая, с мелкими семечками. Это маленький фрукт: кисло-сладкий на вкус, сочный. На ощупь мягкий. Из него можно приготовить сок. Он растет в теплых краях.  Что это?» если ребенок затрудняется, подскажите ему первый звук из названия фрукта. Затем пусть ребенок сам загадает вам такую загадку-описание.
«Кто дальше прошагает» - это игра на  развитие памяти. На каждый шаг нужно называть какой-нибудь фрукт, не повторяясь, шагать, не спеша. Кто больше слов придумал, тот сделал больше шагов, прошагал дальше, победил.
«Из чего какой сок» - образование прилагательных от существительных. Чем больше в речи прилагательных, тем она богаче и красивее. Из банана (какой?) – банановый, из абрикоса - ., из граната - .,  и т. д.
  
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

РАССМОТРИТЕ  деревья и кустарники по дороге в садик, на прогулке в парке (лиственныебереза, тополь, клён, липа, ива, рябина, дуб, хвойные: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр; кустарники: сирень, шиповник, малина, смородина, крыжовник, орешник )
НАЗОВИТЕ И ПОТРОГАЙТЕ основные части дерева: ствол, ветки, листья, семена\плоды (например, крылатки ясеня или клена), не забудьте напомнить о невидимой части дерева (куста) – корнях.
СРАВНИТЕ дерево и кустарник: чем они отличаются (у дерева – один ствол, у кустарника – несколько, высотой). Чем похожи?
СОБЕРИТЕ КОЛЛЕКЦИЮ ЛИСТЬЕВ – гербарий. Придя домой
ПОИГРАЙТЕ: от какого дерева листСначала пусть говорит взрослый (если ребенок затрудняется вспомнить название): «Это лист березы – с зубчиками по краям, это лист тополя – он немного удлинен, это лист рябины –как дружно собрались маленькие листики на одном черенке, лист сирени – похож на сердечко, лист ивы – вытянутый и узкий» и т.д. Для игры достаточно 5 – 6 листьев. Когда они разложены и названы взрослым, пусть ребенок повторит их названия сам (или с негромкой подсказки взрослого). «А теперь закрой глаза, я спрячу какой-нибудь листок, когда откроешь глаза, скажешь, какого листика нет». Не выкидывайте листочки, вложите их в книгу, а зимой, когда деревья будут голыми, вы вернетесь к своему гербарию, чтобы вновь вспомнить названия деревьев и кустарников.
РАССКАЖИТЕ ребенку о пользе, которую приносят деревья (очищают воздух, насыщают его кислородом); что люди изготавливают из древесины: бумагу, карандаши, мебель, строительные материалы; для многих птиц, насекомых и животных дерево – дом родной. А без плодовых деревьев и человеку было бы несладко. Вспомните о лекарственных свойствах дуба, ивы, липы, сирени, рябины.
А теперь СПРОСИТЕ  своего ребенка: можно ли ломать ветки у наших зеленых друзей? Почему мы называем деревья и кустарники нашими зеленым друзьями?

                 
   ПРОДУКТЫ и блюда из них

Эту тему лучше всего обсуждать в большом продуктовом магазине. Обратите внимание ребенка на то, что продукты сгруппированы, в зависимости от того, из чего произведены: МОЛОЧНЫЕ, МЯСНЫЕ, РЫБНЫЕ, КОНДИТЕРСКИЕ, ХЛЕБНЫЕ, БАКАЛЕЯ, ОВОЩИ-ФРУКТЫ.
(«бакалея»-  сухие съестные товары по  С.Ожегову)
НАЗОВИТЕ все продукты, которые увидите на витринах, а когда вернетесь домой, попросите ребенка ВСПОМНИТЬ хотя бы 4-6 названий продуктов из каждой вышеназванной группы. Например, мясные продукты и блюда: мясо, фарш, колбаса, ветчина, котлеты, пельмени, холодец и т.д.
ПРИГОТОВЬТЕ вместе несложное блюдо (салат, омлет, горячие бутерброды). В процессе приготовления ОБГОВАРИВАЙТЕ свои действия. Когда закончите, пригласите домашних попробовать, что получилось, и обязательно попросите ребенка самого РАССКАЗАТЬ, как вы готовили – что делали сначала, что потом.
ПОИГРАЙТЕ:
«Какие продукты нужны» -  для борща? Для пирога? Для салата? Для блинов?
«Кто больше назовет?» - продукты из молока (хлебные, бакалейные, кондитерские). За каждое слово – фишка (можно просто загибать пальцы).
«Что чем было раньше?» - булка – зерном, сыр – молоком, колбаса – мясом, халва – подсолнечником, мороженое – молоком.


ПОСУДА
 Несмотря на кажущуюся простоту, тема достаточно  сложная и широкая. Ведь многие из наших детей до сих пор путают сковородку и кастрюлю, миску и тарелку, а такие слова, как шумовка, половник (поварешка), дуршлаг, салатник и многие другие, и вовсе отсутствуют в речи детей.                                                   
  Поэтому:
-РАССМОТРИТЕ с ребенком посуду на  кухне, НАЗОВИТЕ каждый предмет.
ОБЪЯСНИТЕ, что посуда бывает  СТОЛОВАЯ (из неё мы едим),  КУХОННАЯ (в ней готовим пищу),  ЧАЙНАЯ (предназначена для чаепития), а вилка, ложка, нож – это СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ.
Кастрюля, сковорода, чайник, жаровня, ковшик, дуршлаг, шумовка, миска, терка, скалка, пестик –КУХОННАЯ посуда.
Тарелка, блюдо, графин,  кувшин, салатник, хлебница, сухарница, конфетница,  соусник, масленка – СТОЛОВАЯ посуда.
Чайная чашка, бокал, кружка, пиала, блюдце, сахарница, заварочный чайник, молочник, розетка (для варенья) – это ЧАЙНАЯ посуда.

Назовите части посуды. У чайника есть крышка, ручканосик, донышко.
Уделите внимание и различным приспособлениям на нашей кухне, которые помогают хозяйке готовить: мясорубка, соковыжималка, соковарка, кофемолка, кофеварка, пароварка.

РАССМОТРИТЕ  И  ПОГОВОРИТЕ, из чего сделана посуда:
- из фарфора – фарфоровая     
- из глины – глиняная
- из металла - металлическая                 
- из стекла - стеклянная
-из хрусталя – хрустальная                 
- из серебра - серебряная
- из пластмассы – пластмассовая        
- из дерева - деревянная
- из керамики – керамическая              
- из фаянса – фаянсовая

ПОИГРАЙТЕ:                                 «Чего не стало?»
Расставьте на столе предметы посуды, пусть ребенок внимательно их рассмотрит, запомнит. Затем попросите его отвернуться, а сами незаметно уберите один (два, ни одного) предмета. Спросите, когда он повернется, чего не стало. Эта игра помогает не только развивать зрительное внимание, но и грамматический строй речи, память, словарный запас, усидчивость.
«Кто дальше  прошагает?»
Станьте у стены. Двигайтесь к противоположной стене, на каждый шаг называя слова по  новой теме (например, названия посуды). Кто больше всех сделает шагов и назовет слов, тот победил. Шагайте мелено, чтобы успеть проговорить слово и задумать новое.

ОДЕЖДА

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ детей на связь между сезонными изменениями в природе и одежде людей. Во время сборов на прогулку попросите ребенка НАЗВАТЬ поочередно всю одежду, которую надевает ребенок.
РАССКАЖИТЕ, что одежда бывает трех видов: верхняя (шуба, куртка, пальто, плащ, шарф, варежки, перчатки), легкая (рубашка, платье, кофта, юбка, брюки, колготки, носки) и нижнее бельё (пижама, майка, трусы, ночная сорочка).
РАССМОТРИТЕ куртку (рубашку, платье), назовите, из каких частей она состоит: воротник, рукав, карман, замок \ застежка, вышивка \ аппликация.
ИЗ ЧЕГО изготавливают одежду? ПОЩУПАЙТЕ, погладьте рукой различные виды материалов (шерсть, шелк, кожа, джинсовая ткань, трикотаж, мех, пух, бархат, вельвет).
КАК УХАЖИВАЮТ за одеждой: стирают, сушат, гладят, чистят, складывают, вешают на вешалку. ГДЕ ХРАНАЯТ  одежду: в шкафу, шифоньере, тумбочке.
Люди КАКИХ ПРОФЕССИЙ изготавливают и ремонтируют одежду: ткачиха ткет ткань, модельер придумывает модели одежды, закройщик кроит ткань, вырезая из нее детали одежды, портниха шьет одежду, продавец в магазине продает одежду людям.
ВАЖНО! Правильно используйте слова ОДЕВАТЬ и НАДЕВАТЬ:
одевать кого-то, надевать что-то.

Миша надевает куртку. Мама одевает Мишу.



ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ детей на связь между сезонными изменениями в природе и тем, какую обувь и головные уборы носят люди. Во время сборов на прогулку попросите ребенка НАЗВАТЬ обувь и головной убор, которые надевает \ обувает ребенок.
РАССКАЖИТЕ, что обувь бывает летняя (сандалии, сланцы, босоножки, мокасины), зимняя (сапоги, валенки, унты), спортивная (кроссовки, кеды, чешки), комнатная (тапки, шлепки), взрослая и детская.
 РАССМОТРИТЕ обувь (ботинки, кроссовки), назовите, из каких частей она состоит: пятка, носок, язычок, подошва, каблук, шнурки.
ИЗ ЧЕГО изготавливают обувь и головные уборы? ПОЩУПАЙТЕ, погладьте рукой различные виды материалов (шерсть, шелк, кожа, джинсовая ткань,  мех, пух, бархат, вельвет, резина).
КАК УХАЖИВАЮТ за обувью и головными уборами: стирают, сушат, гладят, чистят, складывают. ГДЕ ХРАНАЯТ  обувь и головные уборы: в шкафу, шифоньере, тумбочке.
Люди КАКИХ ПРОФЕССИЙ изготавливают и ремонтируют обувь: дизайнер придумывает фасон и рисует эскиз, сапожник кроит и шьет, продавец в магазине продает обувь людям.
ВАЖНО! Правильно используйте слова ОДЕВАТЬ и НАДЕВАТЬ:
одевать кого-то, надевать что-то.
Миша надевает шапку. Мама одевает Мишу.





ЗИМА, ПРИЗНАКИ, МЕСЯЦЫ

ПОБЕСЕДУЙТЕ  с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, что происходит с растениями, животными, птицами.

·  Как звери в лесу переносят холод и голод?
·  Как ведут себя птицы зимой? Вспомни названия зимующих птиц.
·  Что изменилось в жизни деревьев и кустарников по сравнению с осенью?
·  Как изменилась со сменой сезона одежда людей?
· Какие зимние забавы и развлечения знает ваш ребенок (катание на коньках, лыжах, санках, с   горки, игра в  снежки)?
· Какой веселый праздник мы отмечаем зимой?
· Как изменилась долгота дня? ( когда мы шли в детский сад осенью, утром было светло, а  зимой день стал короче, и солнце встает позже, а темнота наступает раньше)

НАЗВАТЬ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ: декабрь, январь, февраль.

*Какое время года было ПЕРЕД зимой,  будет ПОСЛЕ зимы, ПОСЛЕ весны, МЕЖДУ летом и зимой?
*Какой месяц начинает зиму? Какой заканчивает зиму? Какой стоит между декабрем и февралем?
*Нравится ли тебе зима, почему?

Выучите с ребенком стихотворение о зиме:

В декабре, в декабре все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки, елку из лесу принес.


НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ.

РАССМОТРИТЕ с ребенком на улице (в интернете, в журналах) насекомых: пчелу, шмеля, муравья, кузнечика, стрекозу, гусеницу, бабочку, божью коровку, муху, комара, паука, клеща, жуков.

РАССКАЖИТЕ ребенку, пользу или вред они приносят.
УЧИТЕ  ребенка бережному отношению к природе: не ловить насекомых ради забавы, не убивать.

ОБСУДИТЕ внешний вид насекомых: у всех насекомых 6 ног (кроме паука – у него 8 ног), есть голова, грудь и брюшко, усики. У некоторых есть крылья. Рассмотрите окраску, объясните, для чего у многих насекомых она яркая (предостерегающая).
РАССКАЖИТЕ о пользе, которую приносят многие насекомые: муравей – санитар леса, работяга. Пчела – лечит людей (мед и пчелиный яд). Божья коровка  уничтожает вредную тлю – губителя смородины и малины. Бабочки и шмели – опыляют многие деревья и кустарники, поля и сады. О вредных насекомых: муха – разносчик микробов, клещ- его слюна  источник тяжелых болезней, майский жук (его личинки) – уничтожители корней растений и т.д.

ПОИГРАЙТЕ:
·       «летает – не летает»: взрослый называет насекомых, ребенок  отгадывает, летает это насекомое или нет;
·       «сосчитай-ка до 5»: согласование числительных и существительных: один кузнечик, два кузнечика,…, пять кузнечиков и т.д.
·       Что правильно? Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. Бабочка поймана девочкой. Девочка поймана бабочкой.


Перелетные птицы

Мы называем их нашими пернатыми друзьями, ждем их прилета - пришла пора поговорить о перелетных птицах, посланцах весны.
ВСПОМНИТЕ с ребенком названия перелетных птиц,
почему они называются перелетными.
(грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, кукушка, чайка, соловей аист, цапля, жаворонок).

ПОГОВОРИТЕ об их внешнем виде, повадках (например, скворца называют пересмешником за способность подражать различным звукам; соловья – лучшим певцом; кукушка – бросает своих птенцов в чужих гнездах; лебеди –  верные птицы, образуют пару на всю жизнь, журавль - прекрасный танцор и т.д.)

 НАЗОВИТЕ части тела (клюв, голова, туловище, крылья, ноги, хвост).
 Чем покрыто тело птиц?
 Как называется жилище, которое строят сами птицы (гнездо)?
Как называются домики, которые строят для птиц люди?
Чем питаются перелетные птицы? Как появляются птенцы?
 Какую пользу приносят птицы? Какая птица прилетает к нам первой?
Что было бы, если бы не было птиц?

ПОИГРАЙТЕ: «улетает – не улетает» - взрослый называет птиц, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.
«Узнай по описанию»: сначала взрослый задумывает какую-нибудь птицу и описывает ее, а ребенок угадывает, кто это. Затем то же делает ребенок.


                                              ВЕСНА, ПРИЗНАКИ, МЕСЯЦЫ     

Вот и дождались мы самых первых весенних проталин! Радостно  подмечаем робкие знаки, которые посылает нам уральская капризная весна! ПОГОВОРИТЕ с ребенком о том, какое время года наступило, во время прогулки обратите внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.
НАЗОВИТЕ  весенние месяцы: март, апрель, май. Какой сейчас месяц? Какой  будет за ним?
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ в природе по сравнению с зимой: день стал длиннее или короче? Погода стала теплее или холоднее? Каким стал снег, его больше или меньше? Были ли зимой сосульки? Ручейки и лужи? Как ведут себя птицы? Домашние животные? Комнатные растения?

РАССКАЖИТЕ ребенку об изменениях в жизни диких животных, о прибавлении в их семействах, заодно вспомните названия детенышей диких и домашних животных.
Как изменились одежда и обувь людей ранней весной? Что ты снял и что надел? Нравится ли ребенку это время года, почему? (выслушайте ответ, предложите свой вариант).

ПОИГРАЙТЕ в игру на внимание «Это правда или нет?».
Взрослый  говорит фразу, а ребенок должен согласиться или опровергнуть ее, объяснив свой ответ.

Весной мы встречаем Новый год.  Весной тает снег, бегут ручьи. Ранней весной дети купаются в реке.  Скоро прилетят из теплых стран перелетные птицы.   Сегодня мы наденем валенки.  На деревьях весной желтеют листья.


                                                                             ТРАНСПОРТ

Настало время поговорить обо всем, что помогает человеку передвигаться по воде, земле, воздуху и даже под землей. Любимая тема наших мальчишек!
ПОНАБЛЮДАЙТЕ с ребенком на улице за движением транспорта, рассмотрите картинки с изображением различных транспортных средств.

РАССКАЖИТЕ ребенку, что транспорт бывает разных видов: наземный, воздушный, водный, подземный. Вместе с ребенком назовите по нескольку примеров каждого вида транспорта.

ВАЖНО умение выделять части из целого: попросите ребенка назвать части грузового автомобиля, корабля, самолета (кабина, кузов, колесо, руль, сиденье, бампер, якорь, крыло, хвост, винт, иллюминатор, шасси).

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – их знание необходимо нашим детям. ПОВТОРИТЕ с ребенком название, очередность и значение сигналов светофора.

Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно.
Желтый свет – предупрежденье,
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

ПРОФЕССИИ на транспорте: вспомните и назовите людей, благодаря которым транспорт работает. Кто водит трамвай? Кто продает билеты в автобусе? Кто управляет самолетом? Поездом? Кораблем? Кто проверяет билеты? Кто регулирует движение транспорта, особенно, если сломался светофор?

МЕБЕЛЬ

Мы говорим о мебели. РАССМОТРИТЕ с ребенком и НАЗОВИТЕ домашнюю мебель в каждой комнате, заодно вспомнив и названия комнат: спальня, гостиная, детская, кухня, ванная и туалетная комнаты, прихожая, коридор.
Назвать мебель и ее отдельные ЧАСТИ (крышка, ножка, ручка, подлокотник, дверца, спинка, ящик, полка), ФОРМУ (стол круглый, овальный, прямоугольный, треугольный, квадратный); МАТЕРИАЛ, из которого сделана мебель (стекло, дерево, пластик, металл, ткань, кожа).
СРАВНИТЬ стул – кресло – табуретку,
 стол кухонный – обеденный – письменный – журнальный
шкаф платяной – книжный – посудный
диван – тахту – кушетку
Попросите ребенка ответить на вопросы:
-Для чего нужна мебель (стол, стул, шкаф, кровать) ?
- Какая мебель нужна для кухни, для спальни?
- Сколько ножек у стола, табуретки?
- Сколько столов у вас дома, какая по форме крышка на этих столах?
- У какой мебели есть спинка? Крышка? Подлокотник? Ножки?

СХОДИТЕ  с ребенком на экскурсию в мебельный магазин.
ВЫЛОЖИТЕ из спичек  стул, стол, кровать, шкаф.
ВЫПОЛНИТЬ действия по инструкции ( понимание предлогов и ориентировка в пространстве): положи мяч НА стул, ПОД стул, ОКОЛО стула, МЕЖДУ стульями, ЗА стул.



ПРОФЕССИИ
 ПОГОВОРИТЕ  с ребенком о том, что каждый человек выбирает для себя профессию, которая ему нравится.

 РАССКАЖИТЕ о своей профессиикак вы училисьчто можете теперь делатьчем ваша профессия полезна для других людейза что нравится вам.
СПРОСИТЕс людьми каких профессий вы сталкивалиськогда ходили с ребенком в поликлинику(врачмедсестра),
в магазин (продавец, кассир, охранник)в детском саду (воспитатель, помощник воспитателя –няня, логопед,  преподаватели  музыки и рисования, бухгалтер, заведующая, дворник, вахтер).

ПОФАНТАЗИРУЙТЕ: кем бы хотел стать ваш ребенок, почему? Как он собирается зарабатывать на жизнь? Что надо сделать, чтобы приобрести какую-то из нравящихся профессий? (сначала хорошо заниматься в детском саду, затем старательно учиться в школе, потом продолжить учебу в училище, техникуме или институте – за каждой профессией стоит много лет учебы и труда, работу каждого человека следует ценить и уважать).

ПОИГРАЙТЕ«Кто что делает?». Портниха (что делает?) – шьет, учитель - …, ветеринар - …, дворник - …, парикмахер - …, шофер - …, врач - …, маляр - …, художник -…, скрипач …, балерина -…, писатель - …

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

Продолжаем путешествие в увлекательный  мир животных. На этой неделе путешествуем по лесам России! Подготовьтесь к разговору с ребенком о братьях наших меньших, постарайтесь ответить на все вопросы наших  почемучек, а вот вам и напоминалочка:

РАССМОТРИТЕ  с ребенком иллюстрации, на которых изображены дикие животные наших лесов, назовите их (белка, заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось, олень, рысь,  барсук, кабан). Расскажите, что на Дальнем Востоке России живут амурские тигры – больше нигде в мире нет  этих красивых и редких хищников.  Обратите внимание на характерные признаки, части тела,окраску.
 РАССКАЖИТЕ,  где живут (берлога, нора, логово, дупло), чем питаются (кого из них называют травоядными, а кого – хищными).
Как дикие животные зимуют?  Кто из них впадает в спячку, а кто продолжает активный образ жизни?
Как меняется зимой их внешний вид, образ жизни?
Как называются их детеныши?
Вспомните (и прочитайте) вместе с ребенком сказки о животных, расскажите ребенку

ПОИГРАЙТЕ:
 «У кого кто?»:  У медведя – медвежонок, у белки - …
«Узнай по признаку» - хитрая (кто?)…, косолапый …, голодный …, трусливый …, хищная …, грациозный …, колючий …, сохатый …, длинноухий …, рогатый
«Скажи ласково»: лиса – лисичка, лисонька; заяц - …
«Один – много»:  ёж –ежей, волк –волков, лось –  …
«Сосчитай-ка до 7»: один волк, два волка, …, семь волков.

                                                           ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

ПОГОВОРИТЕ с ребенком о домашних животных, рассмотрите иллюстрации, фотографии. (кошка, собака, корова, лошадь, кролик
 коза, свинья, овца, осел).

ОБСУДИТЕ внешние признаки каждого  животного (части тела, чем покрыто тело, чем питается, как называется его детеныш, какую пользу приносит человеку). НАРИСУЙТЕ  вместе с ребенком (упрощенно) любое домашнее животное, пусть ребенок расскажет о нем

ОТВЕТЬТЕ вместе  на вопросы:
Почему они называются домашними?
У каких домашних животных есть рога, для чего они нужны? Копыта? Щетина? Пятачок?
У каких домашних животных длинные хвосты, для чего они нужны?
Почему кошка ходит не слышно?
Чем питаются домашние животные?
 Кто из них травоядный, а кто - хищный? 
Какую пользу приносят людям?

У человека волосы, а у животных -..., у человека дети, а у животных - ..., у человека ногти, а у животных -.., человек разговаривает, а лошадь - ...

Начните фразу, но не давайте готового ответа, пусть ребенок сам припомнит, ведь об этом мы говорили на занятиях:
Отара - это много ..(овец)
Стадо - это много.. (коров, свиней)
Табун - это много ..(лошадей)
Свора - это много.. (собак)
А еще - очень советую зайти по ссылке в правом столбце нашего блога и почитать ребенку сказки и стихи про домашних животных, вот, например http://lukoshko.net/marshak/marsrd1.shtml



ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ


Тема для городских детей интересная, но не имеющая под собой практического опыта. Поэтому, визит в контактный зоопарк был бы очень кстати!
РАССМОТРИТЕ с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей.
НАЗОВИТЕ их, попросите ребенка ПОВТОРИТЬ :
 петух – курица – цыплята, гусь – гусыня – гусята, селезень – утка – утята, индюк – индюшка – индюшата. 
Почему эти птицы называются домашними?
Какие части тела есть у этих птиц?
Чем покрыто тело у птиц (пухом и перьями)?
Как появляются птенцы?
Чем питаются, кто их кормит?
Каких домашних птиц называют водоплавающими, почему?
У каких птиц между пальцами есть перепонки, зачем?
Где живут и какую пользу приносят  домашние птицы? (яйца, перо, мясо)
                                                                                                          
КАК ПОДАЮТ ГОЛОС домашние птицы:
Курица – кудахчет , петух – кукарекает, гусь – гогочет, утка – крякает, индюк – болгочет (бл-бл-бл), птенцы – пищат.
Объясните ребенку, почему мы так говорим о некоторых людях: надулся, как индюк; драчливый, как петух.

ПОИГРАЙТЕ:
 «У кого кто?» , «Кто у кого?», «Назови всю семью»
 «Кто как голос подает?»( кудахчет, крякает, кукарекает и т. д.)
  «Чей хвост?»( У курицы – куриный, у индюка – индюшачий)

ОБИТАТЕЛИ ВОДОЕМОВ

Сколько же секретов таят в себе   водоемы - от речки до океана, от озера до аквариума! Наши любознательные почемучки с головой нырнули в новую тему, чтобы узнать побольше о рыбах, рыбках и огромных рыбищах! Родители, готовы?..

РАССКАЖИТЕ ребенку  о рыбах. Напомните, что по месту обитания различают рыб пресноводных, морских и аквариумных.
СПРОСИТЕ (уточните), в каких водоемах живут рыбы (океан, море, река, озеро, аквариум).
ОБРАТИТЕ внимание ребенка на особенности строения тела рыб (обтекаемое, вытянутое, покрыто слизью):     плавники, хвост, чешуя.  Особенности дыхания: дышат растворенным в воде кислородом через жабры. Чем питаются рыбы? Откуда появляются мальки? Ребенок должен называть следующих рыб:
Акула,   камбала, сельдь,  сом,   щука,   окунь,   плотва, карась,  золотая  рыбка, меченосец.
Какие из этих рыб хищные?
У какой рыбы красные плавники и хвост?
Какая рыба усатая?  Какая  рыба зубастая?

ОБЪЯСНИТЕ, что дельфин и кит – не рыбы, а животные, которые дышат воздухом и кормят детенышей молоком, в отличие от рыб.
ПОЧИТАЙТЕ вместе любую энциклопедию об обитателях воды, ОБСУДИТЕ прочитанное.
ПОИГРАЙТЕ в аналогии:
У человека руки, а у рыбы - …, у человека голая кожа, а у рыбы - ..,  у человека дети, а у рыб -.., человек дышит с помощью  легких, а рыбы - .., человек спит с закрытыми глазами, а рыба -..
Загадка:   у родителей и деток вся одежда из монеток. Кто это? Как догадался?



Картинки по запросу детская книга
НАШИ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ
Сказки и интересные истории сопровождают ребенка на протяжении всего детства, незаметно переходя за ним в школьную, а затем и во взрослую жизнь.
РАССКАЖИТЕ ребенку, что те детские сказки, которые знакомы ему с самого раннего детства (кстати, припомните вместе их названия) – «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», народ сложил много  лет назад, передавая их из уст в уста, от матери к детям, от детей – к внукам. Мы становимся старше, и на смену простым сказкам с незамысловатым сюжетом, приходят «Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка»,»Морозко»,  заставляющие задуматься о добре и зле, о лени и трудолюбии, о жизни и смерти.
ОБЪЯСНИТЕ детям, что крылатые слова Пушкина «сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» как нельзя лучше показывают назначение сказок – учить, передавая народную мудрость, помогая стать настоящими людьми.
ПОГОВОРИТЕ о писателях, без творчества которых невозможно представить нашу жизнь: А.С.Пушкине («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане» и др.), К.И.Чуковском («Айболит», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Федорино горе» и др.), С.Я. Маршаке («Детки в клетке», «Круглый год», «Вот какой рассеянный» и др).
ОТДЕЛЬНО хочется упомянуть о писателях-натуралистах, живо и доходчиво рассказывающих детям о нашей природе – В.Бианки («Красная горка», «Кто чем поет» и др), Н.Сладков («Медведь и солнце» и др.)
УРАЛЬСКИЕ СКАЗЫ – тема, стоящая особняком. П. Бажов, собравший истории жителей Урала, в которых сказка переплетается с былью, очень трепетно отнесся к сочному и своеобразному языку мастеровых людей. Благодаря этому  талантливому писателю, далеко за пределами нашего края знают  о Хозяйке медной горы, о малахитовой шкатулке.

Кто много читает, тот много знает!




Картинки по запросу "защитники отечества"
     НАША АРМИЯ

РАССКАЖИТЕ ребенку, что за праздник День защитника Отечества. Кто такие защитники Отечества? Что такое Отечество, Родина? Зачем нужна армия?
 РАССМОТРИТЕ с ребенком иллюстрации об армии, о военной технике. Расскажите о  войсках: сухопутных, военно-морском флоте, военно-воздушных силах.

Военные профессии: танкист, артиллерист, связист, ракетчик, зенитчик, минометчик, пограничник, летчик, десантник.
*Кто стреляет из пушек (орудий)?
*Кто управляет танком?
*Кто охраняет наши границы? Зачем?
*Кто управляет самолетами-истребителями (почему они так называются)?
*Кто прыгает с парашютом?
*Кто поможет солдату, если его ранили в бою?
*Каким должен быть солдат? (сильным, смелым, отважным, храбрым, ловким, быстрым, выносливым).
*Какая из военных профессий нравится тебе больше, кем бы ты хотел быть?
*Расскажи, что делают сапер, артиллерист, радист.
Военная техника: танк, самолет, вертолет, подводная лодка, ракетная установка, корабль.
Военная форма: китель, фуражка, тельняшка, бескозырка, каска, шлем, берет, комбинезон.

РАССКАЖИТЕ,  где и как служили ваши родственники, чтобы у ребенка возникло чувство гордости за своих родных и причастности к делу защитников Отечества.


                                                              НАШ ГОРОД




 Мы хотим, чтобы наши дети с гордостью  осознавали себя частичкой  родного города, чтобы знали и любили свою малую родину. РАССКАЖИТЕ ребенку (а затем проверьте, запомнил ли он), как называется наша страна? Как называется наш город, большой он или маленький, давно ли основан, почему так называется.
Чем знаменит город? Почему его называют Танкоград?  Какая река  протекает  через наш город? Какие горы начинаются в наших краях? Какие знаменитые озера есть в окрестностях? Какие еще города знакомы ребенку?

ВСПОМНИТЕ, где вы бывали вместе с ребенком (зоопарк, музей, театр, цирк, бассейн, парк аттракционов, вокзал). А теперь спросите ребенка, куда бы он повел гостей города, чем мог бы их удивить, какие достопримечательности города хотел бы показать приезжим гостям.
Какие памятники есть в нашем городе, в честь чего они установлены?

КАК называются различные  здания в городе:
- Где показывают спектакли и представления?
- Где проходят спортивные соревнования?
- Куда прибывают поезда?
- Где можно увидеть множество разных животных?
- Где собрано большое количество книг и люди приходят их почитать?
- Где лечат людей? -  Где учатся дети? – Где учатся студенты? - Где можно посмотреть кино?

ПРОГУЛЯЙТЕСЬ по своему микрорайону, назовите улицы, по которым проходили, особенно выделите название той улицы, на которой живете, ОБЪЯСНИТЕ, почему она так называется. Заодно попросите ребенка назвать свой АДРЕС. Какие дома есть на вашей улице (количество этажей, подъездов). Какие общественно значимые здания есть в вашем микрорайоне (поликлиника, гастроном, школа, детский сад, торговый центр, почта и т.д.)
Нравится ли  ребенку наш город, что именно нравится.


Тема недели: ЧАСТИ ТЕЛА; ПРЕДМЕТЫ ТУАЛЕТА.

 Предложите ребенку РАССМОТРЕТЬ себя в зеркале и назвать основные части тела: голову, туловище, руки, ноги.

А теперь НАЗОВИТЕ вместе с ребенком все, что расположено на голове: лоб, брови, глаза, ресницы, щеки, уши, нос, виски, губы, подбородок, шею. ОБЪЯСНИТЕ, что на голове расположено большинство органов чувств, с помощью которых человек видит, слышит, обоняет (нюхает), чувствует вкус.

 ПОПРОСИТЕ ребенка показать такие части тела, как кисть, стопа, пятка, плечо, локоть, колено, голень, бедро, грудь, спина.

ВСПОМНИТЕ название всех пальцев на руке: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

 ПОГОВОРИТЕ о том, что внутри у каждого человека находится костный скелет, он – опора для всех наших органов. Проверьте и уточните знания ребенка об основных внутренних органах: сердце, легких, желудке.

 НАПОМНИТЕ ребенку о необходимости соблюдать простейшие правила гигиены:

ü Чистить и полоскать зубы по утрам и вечерам, после приема пищи;

ü Мыть руки мылом после прогулки и посещения туалета;

ü Причесывать волосы после сна;

ü Купаться и мыть голову;

ü Подстригать ногти на руках и ногах;

ü Следить за чистотой и опрятностью своей одежды.

 ПЕРЕЧИСЛИТЕ предметы туалета, находящиеся в вашей ванной комнате (мыло, мочалка, губка, полотенце, шампунь, пена и гель для душа, расческа, зубная щетка и зубная паста – детская и взрослая)

 ПРОЧИТАЙТЕ ребенку произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр», выучите вместе с ним отрывок («Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»).

Посмотрите мультфильм «королева Зубная Щетка», обсудите увиденное.

«Отвечай быстро» (детям сложно даются конструкции творительного падежа, вопрос «чем?»): чем ты слушаешь? Чем смотришь? Чем нюхаешь? Чем пробуешь на вкус? Чем вытираешься? Чем чистишь зубы?

Ориентировка в пространстве и схеме тела: что находится над щеками? Что над глазами?  Над губами? Под носом? Между щеками?



Комментариев нет:

Отправить комментарий