Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 15 февраля 2015 г.

О ЗАУЧИВАНИИ СТИХОВ

Не за горами череда праздников, утренников. А какой утренник без стихов?  В нашей группе к заучиванию и декламации стихотворений особое отношение, специфическое. Наша задача - не только выразительное, но и фонетически правильное произношение текста стихотворения. Ребята точно знают, что при чтении стихотворения они должны продемонстрировать, как правильно и четко они научились произносить трудные звуки в словах и предложениях. Ведь от утренника к утреннику родители видят, как изменилось качество произношения у ребенка. Если на новогоднем празднике Тимофей и Никита не могли красиво "рычать", но уже здорово "шипели " и "жужжали" (правильно произносили шипящие звуки), то с полной ответственностью заявляю, что к 8 марта они порадуют мама и бабушек эффектным "рычанием" (да-да, мы-таки покорили этот трудный рррр). Очень хочу, чтобы Настя продемонстрировала, как чисто она может говорить (хоть дается ей это ох, как нелегко). Эмоциональной и вечно спешащей Даше придется четко передавать ритм стихотворения, а уж экспрессией она может поделиться со всеми - например, с неторопливым и умиротворенным Алексеем.  И другие ребята, я уверена, покажут себя хорошими чтецами. Осталось только ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ. Вот об этом и хотелось бы поговорить подробнее.

Конечно, первое чтение, знакомство с текстом, работа над непонятными словами, проработка нюансов  интонационной выразительности - за нами, педагогами. А вот закреплять - тут уж мы ждем вашей помощи, уважаемые родители.
Предлагаю вам познакомиться с одним из вариантов работы со стихами.

Как помочь ребенку выучить стихотворение
Чтобы хорошо выучить стихотворение, дошкольнику нужна примерно неделя. В первый день выбираем время, когда ребенок в хорошем настроении и разучиваем (это займет около получаса), а в остальные дни не забываем повторять текст (5-10 минут). Есть две основных стратегии: разучивание стихотворения с помощью движений-помощников и разучивание стихотворения с помощью рисунков.
1. Первая стратегия основана на естественном стремлении детей к подражанию: малыши с удовольствием изображают животных, людей, даже предметы. Если Вашему ребенку нравятся подобные игры, то тогда порядок действий по разучиванию стихотворения будет таков:
  • Внимательно (и, конечно, выразительно) читаем текст вместе с ребенком, делим его на логические части. Чем младше ребенок, тем короче отрывок: от 1 строки до 2-4.
  • Подчеркиваем в каждом отрывке те слова, которые можно легко изобразить. Придумываем вместе, как это можно сделать.
  • Затем Вы читаете стихотворение, а ребенок синхронно изображает выбранные слова с помощью движений и мимики.
  • Далее ребенок рассказывает с Вашими подсказками и изображает. Получается целое представление. С увеличением количества попыток Ваша помощь должна уменьшаться, ведь малыш все лучше и лучше запоминает текст.
  • На последнем этапе, когда текст выучен, просим ребенка прочитать стихотворение без движений (ведь это Ваш с ним секрет!).
Следуя этой логике, Вы не только поможете ребенку запомнить текст, но и научите читать стихи с выражением. Только не ждите, что сразу все получится. Если ребенок забывает слова, рассказывая без движений, повторяйте снова с движениями. Только не мучайте кроху. В разучивании стихов важно не то, как долго Вы учите, а то, как часто Вы это делаете. Возвращайтесь к стихотворению каждый день, и все обязательно получится.
2. Вторая стратегия заучивания стихов с дошкольниками также предполагает изображение сюжета, но не с помощью движений, а красками или карандашами. Этапы заучивания те же, только вместо движений Вы вместе с ребенком придумываете графические символы. Картинка должна быть простой, понятной ребенку (!!!), легко воспроизводимой, что-то похожее на комикс, показывающий последовательность событий или смену образов. Главное, чтобы ребенок вспоминал текст, глядя на свои рисунки. После того, как текст хорошо запомнится, стихотворение нужно рассказывать без графических подсказок. Хотя, если малышу совсем уж сложно, он стесняется и теряется, то можно сделать что-то вроде карточки с рисуночками, которую можно взять потом на утренник для уверенности.
Первая стратегия хороша для подвижных и артистичных детей, вторая – для фантазеров и мыслителей. Поверьте, очень скоро малыш войдет во вкус разучивания стихов, во-первых, текст стихотворения станет для него не абстракцией, а личным переживанием, а во-вторых, с каждым новым стихотворением будет получаться все лучше и похвалы взрослых не заставят себя ждать.
Я использовала материал с сайта  "В гостях у Мери Поппинс" http://merypoppins.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий