Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 31 марта 2019 г.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Методика "Исключения предметов", которая больше известна под названием "четвертый-лишний", часто применяется на логопедических занятиях. Дети любят эти заковыристые задания, с ходу включаются в игру. Особенно весомо звучат их ответы с аргументацией выбора.  И я, признаться, люблю наблюдать, как дети мыслят, как подбирают слова и выстраивают сложноподчиненные предложения, оперируя  союзами потому что, чтобы. 
Задания типа "4-лишний" помогают выявить уровень сформированности обобщающих понятий, выяснить условия протекания процессов анализа, сравнения и синтеза. Ребенку приходится отвлекаться от конкретных картинок, обращаться к своему житейскому опыту, а то и к более сложным, научным понятиям.
На этой неделе мы продолжили работу по теме "Транспорт", уделив внимание водному и воздушному транспорту. С особым интересом мы знакомились с иностранными словами-заимствованиями, например - с французскими шасси, иллюминатор и прочими.
И в итоге играли в "4-лишний". Кто-то выкрикивал ответ налету, кому-то надо было подумать и послушать товарищей. Но равнодушными это задание не оставляло никого. Особенно, когда после прозвучавшего ответа я говорила - это правильный ответ, но можно ответить и по-другому! например, на предложенной выше картинке лишним можно считать вертолет (это воздушный транспорт, а остальные - наземный), а можно сказать, что лишний - трактор, т.к. вся остальная техника - пассажирский транспорт. 
Подобное задание я попросила выполнить дома. Особое внимание прошу обратить на то, как ребенок аргументирует свой выбор, как оформляет высказывание.