Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

понедельник, 17 декабря 2018 г.

СХЕМЫ - ПОМОЩНИКИ

Этот универсальный алгоритм будет нашим спутником до самой подготовительной группы. Правда, использовать его мы будем в разной степени. Сейчас мы держимся за эту схему, как малыш, только что научившийся ходить,  за мамину руку. Каждый пункт схематического плана  начинается со слова, которое паровозиком тянет за собой другие слова, складывающиеся в предложения. А те, в свою очередь, объединяются в рассказ. 
На этой неделе мы рисовали словесный портрет зимы. Предложения строили совместными усилиями."Зимой..."- начинала я и тянула паузу, показывая на солнце - первый пункт плана-схемы. "Солнце!" - звонко крикнул Никита. "Тааак, хорошо! Зимой солнце..  греет землю... как?" Рождается первое предложение. Повторяем его хором. Потом по одному. Саше удалось воспроизвести почти все слова в этом предложении. Толя потерял парочку слов. Сергей исправил ситуацию, восстановив порядок слов в предложении. 
Такое строительство не очень-то увлекательный, но трудный и необходимый этап в обучении связному рассказыванию. Здесь необходимо быть внимательным не только к своей речи, но и к речи своих товарищей. Так и начинается формирование навыков самоконтроля, того самого, который поможет в дальнейшем пользоваться поставленными звуками. Думаю, родители уже почувствовали, как нашим ребятам не хватает этого навыка. Сейчас, когда радость от первых поставленных звуков поутихла, и  стало видно, что поставить звук и использовать его в самостоятельной речи совсем не одно и то же! Единицы наших воспитанников пользуются вновь обретенными звуками, и то не в системе. 
Начала со схемы для связного рассказывания, а пришла к самоконтролю и звукопроизношению.  Так уж устроена речь - одно звено тянет за собой другое. Мы очень медленно движемся к своей конечной цели - чистой и правильной речи. Но терпенье и труд -... все правильно))