Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 25 декабря 2016 г.

МОРОЗ ЗНАНИЯМ НЕ ПОМЕХА.

Делим слова на слоги.

В отличие от школьников, занятия в детском саду не отменялись из-за морозов. И "могучая кучка" наших ребят продолжала упорно овладевать премудростями такого непростого, но красивого русского языка (а также кучей других премудростей, но о них пусть расскажут воспитатели).
Пересказ простенького рассказа Е.Чарушина "Сова" не обещал ничего фееричного - всего несколько предложений. Но дети так прониклись этим незамысловатым текстом, так живо изобразили, как маленькие синички порхали по веткам и вдруг увидели "ночного разбойника". А потом, пытаясь объяснить слово пучеглазая, так потешно таращили глаза и махали руками-крыльями.
Невербальные средства языка - мимика, жесты, иногда очень оживляют пересказ:). Почитайте Чарушина, его выразительны рассказы о животных полны тонкого юмора, легко ложатся на слух и запоминаются детям.
Мы учились делить слова на слоги - это занятие показалось детям весьма увлекательным. Сразу скажу, что не использую для этого ни хлопков, ни приемов дирижирования, ни отстукивания количества слогов - т.к. дети могут "прохлопать" некоторые слова вот так: с-лон, ш-ка-ф и т.д. Стараюсь, чтобы ребята четко усвоили главный принцип - слогообразующую роль гласных в слове. Т.е. "СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ" - это правило мы каждый день подкрепляем примерами.
Некоторые логопеды рекомендуют подставлять ладонь под подбородок - именно на гласных звуках нижняя челюсть неизбежно и отчетливо коснется ладони при четком артикулировании.Этот прием использую, но не всегда. Недостаточно развитая лицевая мускулатура или излишняя, утрированная артикуляция, присущие детям, имеющим те или иые речвые проблемы, может сбить с толку. Считаю, что вполне достаточно загибать пальцы на "поющих" (гласных) звуках при плавном, напевном проговаривании анализируемых слов.
А вот с ними - нашими "гласящими-голосящими" друзьями мы, наконец, познакомились - со всеми шестью! И с удовольствием отыскали их в собственных именах, загибая пальцы на каждом гласном и подсчитывая слоги.
- Люууу-бовь - у меня в имени два гласных звука, а значит и слогов - два.
- Лууу-иии-зааа, - а у меня-то три!
- Ааа-нааа-тоо-лииий - ого! У меня четыре звука песню поют!
- Ааа-наа-стаа-сиии-яааа! -тут рекордсменка Настюша в отсутствие своей тезки Настёны победно оглядела группу - вот! Она подняла вверх руку и разжала пальцы, которые загибала при подсчете гласных (а значит, и слогов) - пять!
В общем, мы постепенно, без особого напряжения и мудрствований, овладеваем тем, что называется "школьнозначимые навыки", и очень пригодится ребятам в будущей школьной жизни. А заодно занимаемся профилактикой дисграфии.



Комментариев нет:

Отправить комментарий