Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

воскресенье, 30 октября 2016 г.

ЗДРАВСТВУЙ, ЗВУК, ТЫ НАШ ДРУГ.

Итак, наши юные грамотеи приступили к знакомству со звуками. О, доложу я вам, как же нам сложно справляться с этими неуловимыми невидимками! Если честно, я этого ожидала. Но что будет ТАААК сложно... 
- И как мы их будем ловить и узнавать, если они невидимые?! - спросил Валера.
Я: - УУУуууууууу! Что я сказала? Среди неправильных ответов, расслышала верный.
Настёна и Луиза, осторожно так: -Звууук, да?
Я: - А откуда вы знаете, что я сказала, я же специально прикрыла рот защитным экраном? Вы что-нибудь увидели?
Все озадачились: - Нееет,  ничего не увидели.
Катю осенило:
- Услышали мы, услышали!!! Он невидимый, а я услышала!
И вот оно, свеженькое правило, рожденное коллективным разумом: МЫ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ. У него потом будет продолжение: А БУКВУ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ. 
Если правило вывели сами дети, оно куда быстрее принимается и запоминается.
И вот уже Дима и Демид впервые описывают артикуляционный уклад  нашего нового знакомого, опираясь на схему. А Стася и Илья выясняют, что на пути у воздуха нет никакой преграды, когда мы произносим "У", Денис исследует воздушную струю, приставив ладонь к губам, а Никита смеется - ой, как звенит голос, когда прикладываешь ладонь к горлу.
Не такой уж он невидимый - звук, если его можно услышать, почувствовать работу голосовых связок, проанализировать артикуляцию.
А вот поймать заданный звук среди потока других, найти и показать, в какой части слова - начале, середине или конце поселился искомый звук - ох, как непросто. Особенно, если у всех ребят группы снижен фонематический слух, и в следствие этого навыки, которые должны быть приобретены детьми еще в средней группе, просто отсутствуют.
И тут нас выручает игра "Чужак". Прошу детей приготовить ладони, потому что действовать будем быстро - надо схватить и прихлопнуть, будто комара, любой  "чужой" звук, затерявшийся между  нашим знакомым. И вот, очень быстро, будто набравший ход поезд, начинаю произносить:  УУУУУУУУУИУУУУ! 
Ох, и визгу было! Кто-то услышал "чужака", но не успел хлопнуть. Кто-то, наоборот, хлопнул, но совсем не там, где требовалось. 
- Давайте еще раз, сейчас мы его точно поймаем!
И поймали! Несколько раз, закрепив успех окончательно. Что еще мы делали на этой неделе?
Говорили о продуктах питания и отделах продуктового магазина. Выяснили,из чего готовят борщ. Оказалось, процесс приготовления пищи  наши мамы так засекретили, что детям и воспитателям пришлось провести игру-расследование под кодовым названием "Готовим борщ". Еще мы долго хохотали над названиями разных видов мяса: баранина, курятина, гусятина, свинятина, пардон - свинина. Вот уж не думала, что это так смешно! 
Хотя, улыбку у меня вызвал один факт: дети с удивлением открывают для себя мир звуков и слов. Они учатся слушать и слышать обычные слова, о значениии и звучании которых даже не задумывались. А сколько их еще будет - знакомых незнакомцев!

Комментариев нет:

Отправить комментарий