Наш девиз:

По ручейку чистых звуков, через реку правильных слов, к морю красивой речи!

понедельник, 14 апреля 2014 г.

Зиме конец, летит скворец.

Мы уже третий раз в этом учебном году возвращаемся к разговору о птицах.  Первый раз было знакомство с зимующими, затем - с домашними птицами. И вот настала очередь перелетных птиц. Чувствуется, что базовый  словарь по теме ребята усвоили неплохо, помнят и применяют навыки составления  описательного рассказа с опорой на план-схему, хотя о перелетных птицах мы  заговорили впервые.
Люблю эвристические  приемы в образовательной деятельности. Когда ребенку не даются готовые ответы, а предлагается самому докопаться до истины. И дети очень азартно пытаются выстроить  логические цепочки - рассуждения. Так с помощью "коллективного разума" мы находим ответы на многие  "отчего и почему".  Спрашиваю: "Ребята, помните, зимой мы с вами знакомились с птицами, которые остались в наших краях зимовать? Кстати, забыла, как они назывались?" Дети: "Зимующими!" На вопрос: почему я получила  кучу ответов (хором, дуэтом, соло - высказался каждый). "А вы помните, какое сейчас время года? Догадайтесь, про каких птиц мы будем говорить сегодня? Ну, как называют тех птиц, что перелетают из наших краев в теплые страны, а потом возвращаются обратно?" В зависшей тишине проговариваю : "Пе-ре-ле-та-ют  - прислушайтесь к этому слову!" Прислушаться успели не все, потому что Дашу осенило: "Ну дайте же мне сказать! Я знаю - это ВЕСНУЮЩИЕ птицы!" Дальше она стала тараторить, закидывая нас аргументами в пользу своей версии про веснующих птиц. А я просто блаженно улыбалась - вот оно - детское словотворчество во всей своей красе! Вот бы порадовался К. Чуковский, что есть еще, чем прирастать великому и могучему  языку нашему! Дашу за такую словесную находку похвалили, но решили все-таки использовать привычное "перелетные" - и привели доводы в пользу этого слова. А " веснующие", если честно, мне понравились больше:)